Этнография Археология
Краеведение |
Список докладов
по этнографии |
Наумова Ирина Традиция одного праздника. Рождество Христово. <New> |
"Традиция одного праздника. Рождество
Христово (К вопросу о праздничных традициях вымичей). Данная работа является логическим продолжением проводимого ранее исследования по теме: "Праздничные традиции вымичей". В своем исследовании автор идет от характеристики общего к частному. Сначала автор осветил проблему в целом ("Престольные и заветные праздники коми"), затем взял за основу характеристику этих праздников у одной локальной группы коми (вымичей). И наконец, в качестве конкретного примера, приводит одну традицию, характерную для вымичей. За основу берет характеристику довольно распространенного праздника -Рождество. На его примере показывает специфические черты, характерные только для праздников вымичей и детали, которые отличаются даже в рамках этой локальной группы. Выбран именно этот праздник не случайно. Празднование Рождества совпадает с празднованием Святок, и в этом отношении наиболее четко прослеживаются традиции престольных и заветных праздников, в которых хорошо видны христианские и языческие черты. Ценным является, несомненно, то, что автором проработаны все материалы, использованные в его работе, он сам делал записи рассказов старожилов и принимал непосредственное участие во всех указанных экспедициях. |
Канева Ирина Ыбские сказительницы <New> |
Огромный интерес и ценность представляет
та информация, которая была получена автором и использована в своей
работе, посвященной жизни и творчеству народной вымской сказительницы
Быковой И.Ф. От нее в 60-е годы были записаны многие сказки и песни,
а главное - единственные варианты эпических сказаний "Кирьян-Варьян"
и "Дас кык ая-пия", которые легли в основу коми зырянского
эпоса. С материалами тех давних экспедиций автор познакомился в архиве,
им были прослушаны аудио-записи в исполнении Ирины Федоровны Быковой.
Воспоминания родной внучки о судьбе и творчестве Быковой И.Ф. легли
так же в основу данного исследования. От Федяевой Э.С. так же были
записаны некоторые вариации песен, сказок и эпических преданий, слышанных
ею когда-то от своей бабушки. Работая над родословной, автору удалось выявить интересную закономерность и родственные связи меду некоторыми известными ибскими сказителями, от которых так же в свое время был записан интересный фольклорный сказочный материал. Все они принадлежали к роду Быковых - Матвеевых - Пасынковых - Макаровых, живших на Выми в Березниках и Ыбах (Казанскои и Быковом). |
Торлопов Максим "Ох, в ад попал!" <New> |
Работа построена на материалах школьной этнографической экспедиции в Усть-Вымский район. Через призму необычного предания о происхождении названия села Оквад ("Ох, в ад попал!"), связанного с именем Стефана Пермского, коротко показана трагическая история небольшого населенного пункта. |
Федоренкова Лена Старообрядцы на Илыче <New> |
В работе сделана попытка составить примерную карту расположения староверческих скитов по р. Илыч и его притокам. Собран и проанализирован материал об илычских скрытниках, их образе жизни, традициях, местах обитания. Особое внимание уделено вопросу взаимоотношений между староверами и советской властью. Вся работа построена на материалах школьных краеведческих экспедиций, в ходе одной из них найден скит и автор дает его описание. |
Костина Наталья Хлеб да лен |
Принципиальным отличием традиционной культуры от современной является то, что в ней практически невозможно разделить реальное. практическое и символические смыслы любого традиционного явления. Приняв этот тезис в качестве исходного, в докладе очень точно и неожиданно определяется точка зрения докладчика, он заменяет устойчивую формулу "хлеб да соль", снимает при этом установившиеся в отечественной науке границы между этнографией и фольклором. Этимологическая связь коми слов "шабдi" (лен) и "шобдi" (пшеница), позволяет предположить особую значимость выбранной темы для коми культуры. |
Крюкова Юлия Мезенская роспись |
Доклад посвящен достаточно узкому фрагменту традиционной культуры коми - символике одного животного в одной локальной традиции, тем не менее здесь речь идет не только и не столько об абстрагированной символике и архаике, но прежде всего о живой культуре. о живой традиции. это попытка высветить общее в частном, создать целостную картину бытования культуры. |
Киселева Татьяна Календарная обрядность коми |
Весенне-летний цикл праздников насыщен обрядовыми действиями как коллективными так и семейными. В докладе довольно четко дана структура как праздничной системы данного календарного периода в целом, так и каждого праздника в отдельности: символическое наполнение обрядов (Пасха, Благовещенье), мифологические представления (Великий Четверг) и т.д. В работе рассмотрены обряды, связанные с хозяйственно-трудовой деятельностью - сенокос и жатва. Описываются сенокосные обряды "некса", "новишня", "крош". Дается описание уникального, пока не описанного варианта праздника "чеччалан лун" на Удоре. |
Наумова Ирина Престольные и заветные праздники у коми |
В докладе речь идет о традиции заветных праздников, которые имеют специфические черты почти в каждой локальной традиции коми. Именно заветные праздники в концентрированном виде заключают в себе то, что называется "народным православием" или "народным двоеверием". Использованный этнографический материал позволяет говорить о том, что в ряде случаев престольные и заветные праздники переплетаются, взаимодополняя друг друга. ритмично охватывая весь годовой цикл хозяйственных работ.речь идет так же о календаре определенной округи, который полно и ритмично охватывает весь годовой цикл. это очень значимо, поскольку исследуется конкретная традиция, и именно такая замкнутость, цикличность внутри местной традиции определяет степень самобытности. автономности традиции. |
Наумова Ирина Осенне-зимние обряды у коми |
Доклад отличается жанровой широтой привлекаемого материала: магические обряды и мифологические представления, хозяйственные обряды, записанные в ходе школьных экспедиций, а так же уже имеющиеся данные позволили докладчику сделать интересные наблюдения об общем, значимом для всех рассматриваемых традиций и об их специфических чертах. Многие обряды и трдиции коми народа имеют сходство с русскими, хотя при этом значительная их часть очень самобытна и локальна. |
Канева Ирина Родовые предания вымичей |
Работа
посвящена анализу родословной нескольких вымских родов. За основу
взяты родовые предания, родовые песни, которые были записаны во время
экспедиции. Для более удобного и наглядного сравнения преданий выделены
три направления и определены их критерии: 1. сказочно-легендарные (Ош Миш, Турьинский солдат, Родовая песня Кэша) 2. реликвенные предания, в которых содержание тесно связано с какой-то семейной реликвией (вещественной – “О рождении Ардалиона”, или устной – “Саш Кэш”) 3. бытовые предания Мининых, “Об охотничьих угодьях Кэша”). Все предания уникальны, единственные, встречаются только на Выми. |
Наумова Ирина Праздничные традиции вымичей |
У коми народа широко были распространены праздники престольные и заветные, от которых и сегодня остались некоторые архаические пережитки. У отдельных локальных групп коми населения отмечается различное соотношение между данными праздниками. В целом, довлеют престольные или храмовые праздники. Заветные чаще встречаются в тех районах, где христианство позже появляется или где большой процент старообрядческого населения (Удорский, Усть-Куломский район). В данной работе автор остановится на характеристике и сравнительном анализе праздничных традиций на примере вымской группы коми. Основным источником для работы являются материалы, полученные во время школьной этнографической экспедиции в Княжпогостский район села Кони, Турья, Онежье. Это исследование является продолжением работы по традиционным и заветным праздникам коми, имевшим место в других районах Республики (Удорский, Сысольский, Усть-Куломский). |