Праздничные традиции вымичей

Автор – Наумова Ирина, 10 класс, муниципальная средняя общеобразовательная школа №37 г. Сыктывкара с углубленным изучением ряда предметов.
Научный руководитель – Канева Татьяна Николаевна, преподаватель истории.

   Традиции – это все то, что переходит от одного поколения к последующему, все то, что этим новым поколением наследуется. От поколения в поколение наследуются традиции хозяйственно-бытовые, касается это и праздничных традиций.
   Во время различных празднований людьми соблюдаются определенные обычаи, т.е. тот общепринятый порядок традиционно установившихся правил поведения. Сопровождается каждый праздник какими-то определенными обрядами, т.е. совокупностью установленных обычаем действий, в которых воплощается какое-либо идеологическое или культовое содержание.
   Праздничные традиции уходят своими корнями в глубь веков. У предков коми праздничные традиции были очень разнообразны. Все они напрямую связаны с традиционной хозяйственной деятельностью людей, с ее определенными циклами. Они являются своеобразным порубежьем между временами года, смены одного вида деятельности другим. Праздничные традиции переплетаются, взаимодополняют друг друга, ритмично охватывают весь годовой цикл хозяйственных работ. У коми народа широко были распространены праздники престольные и заветные, от которых и сегодня остались некоторые архаические пережитки. У отдельных локальных групп коми населения отмечается различное соотношение между данными праздниками. В целом, довлеют престольные или храмовые праздники. Заветные чаще встречаются в тех районах, где христианство позже появляется или где большой процент старообрядческого населения (Удорский, Усть-Куломский район). В данной работе автор остановится на характеристике и сравнительном анализе праздничных традиций на примере вымской группы коми. Основным источником для работы являются материалы, полученные во время школьной этнографической экспедиции в Княжпогостский район села Кони, Турья, Онежье. Нами было опрошено более 20 старожилов, полевые дневники, аудио и видеозаписи положены в основу данной работы.
   Это исследование является продолжением работы по традиционным и заветным праздникам коми, имевшим место в других районах Республики (Удорский, Сысольский, Усть-Куломский). В работе делается попытка сравнить картину бытования данных праздников по районам. Отдельным, более ярким праздникам, бытовавшим по р. Вымь будет уделено отдельное внимание.
   Сравнив те праздники, которые отмечали в вымских селах, приходим к выводу, что все они так же, как и в других районах охватывают годовой производственный цикл, они приурочены чаще к окончанию сенокоса, уборки урожая, началу полевых работ и т.д. Так же, как и в других районах, селяне на отдельные праздники семьями ездили в соседние села, в результате чего укреплялись соседские и хозяйственные связи, происходил обмен хозяйственным опытом.
   Такие престольные праздники, как Преображение (Спас лун) – 19 августа отмечали в д. Козловка, Петров день – в Куавицах и Конях, Покров день – Конях, Туръе, Прокопьев – Кыздино, Михайлов день – Онежье, Троица и Введение – Отла, Ильин – Весляна. Все праздники сопровождались веселым застольем, гулянием, играми, обязательным было посещение церкви или часовни.
   Очень своеобразно отмечали праздник Пречистая (21 сентября) на р. Вымь. Его праздновали 3 дня, при этом на 1 день – съезжались в Отлу, на 2 день перемещались в Козловку, а на 3-й день – в Куавицы. Этот праздник был приурочен к завершению уборки урожая, в том числе и овощных культур, его отмечали 21 сентября. Обязательно варили “сук рок”. “Сук рок” – масляная каша из ячменной муки. “Сук рок” обязательно варила хозяйка дома и угощала ею своих гостей.
   Отмечать престольные праздники по три дня была традиция и в других селах по Выми. Например, в д. Кони Петров день (29 июня) так же отмечала вся округа, отмечали три дня. Сначала в Средних Конях (“Якша”), второй день – в Верхних Конях (“Вейпом”) и третий – в Куштысевке (нижняя часть Коней).К празднику готовились задолго, в каждой семье варили сур, пекли хлеб и шаньги, готовились к встрече гостей. Сначала ходили в церковь, затем праздновали в семьях, а затем гуляние переливалось на улицы села. На Петров день в Конях ходили крестным ходом вокруг деревни, обходили поля. Даже на другую сторону на лодках переезжали и там делали крестный ход по лугам. Два попа читали молитвы. Отмечали Петров день и в Куавицах.
   8 июля вымичи отмечали Прокопей лун. Съезжались гости на сей раз в д.Кыздино. В этот праздник проводился крестный ход по селу, обходили поля и луга, благословляя их, чтобы был хороший урожай. На Прокопия делили общинные луга, и те луга, которые по какой-то причине оказались бесхозными. Обязательным был запрет на работу до обеда. “Один мужик нарушил запрет – ему медведь встретился, еле убежал”, “женщина, говорили, пошла на Прокопия с утра работать, а наутро и померла” – такие воспоминания встречаются среди жителей Турьи, Козловки.
   20 июля отмечали еще один большой праздник на Выми – Ильин день. Этот праздник ярко отмечался в Весляне. Илья лун оказался на сорокадневном рубеже после летней солнечной фазы, что несомненно усиливало его восприятие в народных календарях как рубежной даты. Во многих коми селениях на этот праздник приносились ритуальные жертвоприношения в виде животных. На Выми его отмечали следующим образом: собирались всем селом продуктами для приготовления сура. Собирали для этого зерно. Священник выбирал несколько женщин (3-4), которым доверялось право варить напиток, называемый в народе “Канон”. Канон – это сур, приготовленный по специфическому рецепту. Его варили в огромных бочках, поставленных посередине села. К празднику все было готово. Съезжались гости с округи, приносили продукты, начиналось гуляние.На Ильин день никто не работал, это был большой праздник. Обязательно варили блюдо, которое называли “Чомор”. Это было блюдо, изготовленное из толокна с водой и маслом. Иногда его называют в народе – “тэщ”. Отмечали ильин день и в с. Отлы.
   1 октября отмечали Покров день, после него начиналось стойловое содержание скота, приступали к обмолоту собранного урожая, женщины начинали обработку льна и конопли. Это был самый богатый праздник, когда урожай уже убран, сельскохозяйственные работы закончены. На Покров приезжали гости с соседних сел в Турью, Кони.
   Очень ярко, красочно и незабываемо отмечали на Выми праздник Параскеву Пятницу, отмечали ее на Христово воскресенье (Пасху). В ряде районов Параскева – это пример заветного праздника (Удорский, Усть-Куломский район). Здесь же, на Выми, в Турье, где этот праздник называют “фестивалем”, переплетаются черты заветных и престольных праздников. По сведениям местных жителей, более яркого и красочного, а так же более многолюдного праздника, на Выми нет. “Казалось, что вся Вымь съезжалась на этот праздник”, - вспоминает Минина Екатерина Ивановна, 1911 г.р. На Параскеву обязательно, как и на ильин день варили сур – Канун (Канон). Сур варили из ржи самые пожилые и почитаемые женщины в деревне. Бочки ставились возле церкви и на Девятую Пятницу по Пасхе этот напиток пили по очереди все желающие. Отмечали Параскеву три дня – пятницу, субботу и воскресенье. Главным элементом праздника была икона, ее местные жители называют “ен”. В пятницу и субботу “ен” была в Турьинской церкви, здесь же происходили службы, а на третий день – в воскресенье, ее переносили в часовню на кладбище. Перед этим устраивался крестный ход вокруг села, обходили и поля с иконой, пением молитв, прогоняли под иконой и скотину (“чтобы подуку не было”), ходили к реке. Икону носили мужчины по два человека, постоянно менялись. Перед тем, как внести икону в часовню, ее приподнимали и под ней проходили дети, женщины, больные. Затем здесь, в часовне, проходила служба и крестный ход. После Параскевы Пятницы, в воскресенье ходили на кладбище, поминали умерших. Даже на кладбище в этот день царила праздничная атмосфера.
   Сведений о заветных – “обетных” праздниках на Выми встречается значительно меньше, по сравнению с Удорой, Усть-Куломом. Мы получили только одно свидетельство от жителей Онежья, где говорилось, что в Онежье отмечают день Кирика и Улиты. При этом обязательно посещают часовню (28 августа). В этот день, когда произошел страшный пожар, в результате которого выгорело все село. Пожар начался утром, в домах оставались только дети и старики, все работающие люди были на сенокосе. Остановить пожар не удалось, кто-то спасся, а кто-то сгорел в огне. Когда люди увидели страшное зарево над селом, прибежали, что-либо спасти уже было нельзя. Горело все. Еще долго после этого жители жили в землянках, сараях, пока заново Онежье не отстроилось. С этого времени в день Кирика и Ульяны жители Онежья до обеда на работу не выходят, какая бы страдная пора не была, обязательно шли в часовню, несли дары и т.д.

   Еще одно сведение получили в д. Кони от Куштысева Ивана Максимовича 1927 г.р., ур. д. Кони, который рассказал, что напротив Коней, на другой стороне реки на Ыджыделе стоял обетный крест. Кто и когда его поставил не знает. Но то, что к этому кресту гоняли коров, это помнит с детства. Когда выгоняли коров, лед на реке уже уходил, этих коров переправляли на луга, что напротив села находятся, переправлялся туда и поп, который около креста кадил животных, а их прогоняли вокруг этого креста.
   Каких либо других более подробных упоминаний об обетных крестах, предметах, об обетных праздниках нами не встречено. За исключением, что обетный крест стоял на дороге в Шошку, стоял крест в Турье.
  
Таким образом, проследив некоторые праздничные традиции вымичей, приходим к выводу, что престольных праздников здесь было значительно больше, чем заветных. Но в ряде случаев, в праздники престольные органически вклиниваются черты архаические, характерные для заветных праздников. Слабое отражение архаики, видимо, объясняется тем, что Вымь издревле являлась центром христианизации, языческие пережитки здесь быстрее уступили место христианским обрядам и обычаям.

[Доклады][Предыдущий доклад][Этнография][Следующий доклад]

Hosted by uCoz