Праздничные традиции вымичей
Автор
– Наумова Ирина, 10 класс, муниципальная средняя общеобразовательная
школа №37 г. Сыктывкара с углубленным изучением ряда предметов.
Научный руководитель – Канева Татьяна Николаевна,
преподаватель истории.
Традиции – это все то, что переходит от одного поколения к
последующему, все то, что этим новым поколением наследуется.
От поколения в поколение наследуются традиции хозяйственно-бытовые,
касается это и праздничных традиций.
Во время различных празднований людьми соблюдаются
определенные обычаи, т.е. тот общепринятый порядок традиционно
установившихся правил поведения. Сопровождается каждый праздник
какими-то определенными обрядами, т.е. совокупностью установленных
обычаем действий, в которых воплощается какое-либо идеологическое
или культовое содержание.
Праздничные традиции уходят своими корнями в
глубь веков. У предков коми праздничные традиции были очень
разнообразны. Все они напрямую связаны с традиционной хозяйственной
деятельностью людей, с ее определенными циклами. Они являются
своеобразным порубежьем между временами года, смены одного
вида деятельности другим. Праздничные традиции переплетаются,
взаимодополняют друг друга, ритмично охватывают весь годовой
цикл хозяйственных работ. У коми народа широко были распространены
праздники престольные и заветные, от которых и сегодня остались
некоторые архаические пережитки. У отдельных локальных групп
коми населения отмечается различное соотношение между данными
праздниками. В целом, довлеют престольные или храмовые праздники.
Заветные чаще встречаются в тех районах, где христианство
позже появляется или где большой процент старообрядческого
населения (Удорский, Усть-Куломский район). В данной работе
автор остановится на характеристике и сравнительном анализе
праздничных традиций на примере вымской группы коми. Основным
источником для работы являются материалы, полученные во время
школьной этнографической экспедиции в Княжпогостский район
села Кони, Турья, Онежье. Нами было опрошено более 20 старожилов,
полевые дневники, аудио и видеозаписи положены в основу данной
работы.
Это исследование является продолжением работы
по традиционным и заветным праздникам коми, имевшим место
в других районах Республики (Удорский, Сысольский, Усть-Куломский).
В работе делается попытка сравнить картину бытования данных
праздников по районам. Отдельным, более ярким праздникам,
бытовавшим по р. Вымь будет уделено отдельное внимание.
Сравнив те праздники, которые отмечали в вымских
селах, приходим к выводу, что все они так же, как и в других
районах охватывают годовой производственный цикл, они приурочены
чаще к окончанию сенокоса, уборки урожая, началу полевых работ
и т.д. Так же, как и в других районах, селяне на отдельные
праздники семьями ездили в соседние села, в результате чего
укреплялись соседские и хозяйственные связи, происходил обмен
хозяйственным опытом.
Такие престольные праздники, как Преображение
(Спас лун) – 19 августа отмечали в д. Козловка, Петров день
– в Куавицах и Конях, Покров день – Конях, Туръе, Прокопьев
– Кыздино, Михайлов день – Онежье, Троица и Введение – Отла,
Ильин – Весляна. Все праздники сопровождались веселым застольем,
гулянием, играми, обязательным было посещение церкви или часовни.
Очень своеобразно отмечали праздник Пречистая
(21 сентября) на р. Вымь. Его праздновали 3 дня, при этом
на 1 день – съезжались в Отлу, на 2 день перемещались в Козловку,
а на 3-й день – в Куавицы. Этот праздник был приурочен к завершению
уборки урожая, в том числе и овощных культур, его отмечали
21 сентября. Обязательно варили “сук рок”. “Сук рок” – масляная
каша из ячменной муки. “Сук рок” обязательно варила хозяйка
дома и угощала ею своих гостей.
Отмечать престольные праздники по три дня была
традиция и в других селах по Выми. Например, в д. Кони Петров
день (29 июня) так же отмечала вся округа, отмечали три дня.
Сначала в Средних Конях (“Якша”), второй день – в Верхних
Конях (“Вейпом”) и третий – в Куштысевке (нижняя часть Коней).К
празднику готовились задолго, в каждой семье варили сур, пекли
хлеб и шаньги, готовились к встрече гостей. Сначала ходили
в церковь, затем праздновали в семьях, а затем гуляние переливалось
на улицы села. На Петров день в Конях ходили крестным ходом
вокруг деревни, обходили поля. Даже на другую сторону на лодках
переезжали и там делали крестный ход по лугам. Два попа читали
молитвы. Отмечали Петров день и в Куавицах.
8 июля вымичи отмечали Прокопей лун. Съезжались
гости на сей раз в д.Кыздино. В этот праздник проводился крестный
ход по селу, обходили поля и луга, благословляя их, чтобы
был хороший урожай. На Прокопия делили общинные луга, и те
луга, которые по какой-то причине оказались бесхозными. Обязательным
был запрет на работу до обеда. “Один мужик нарушил запрет
– ему медведь встретился, еле убежал”, “женщина, говорили,
пошла на Прокопия с утра работать, а наутро и померла” – такие
воспоминания встречаются среди жителей Турьи, Козловки.
20 июля отмечали еще один большой праздник на
Выми – Ильин день. Этот праздник ярко отмечался в Весляне.
Илья лун оказался на сорокадневном рубеже после летней солнечной
фазы, что несомненно усиливало его восприятие в народных календарях
как рубежной даты. Во многих коми селениях на этот праздник
приносились ритуальные жертвоприношения в виде животных. На
Выми его отмечали следующим образом: собирались всем селом
продуктами для приготовления сура. Собирали для этого зерно.
Священник выбирал несколько женщин (3-4), которым доверялось
право варить напиток, называемый в народе “Канон”. Канон –
это сур, приготовленный по специфическому рецепту. Его варили
в огромных бочках, поставленных посередине села. К празднику
все было готово. Съезжались гости с округи, приносили продукты,
начиналось гуляние.На Ильин день никто не работал, это был
большой праздник. Обязательно варили блюдо, которое называли
“Чомор”. Это было блюдо, изготовленное из толокна с водой
и маслом. Иногда его называют в народе – “тэщ”. Отмечали ильин
день и в с. Отлы.
1 октября отмечали Покров день, после него начиналось
стойловое содержание скота, приступали к обмолоту собранного
урожая, женщины начинали обработку льна и конопли. Это был
самый богатый праздник, когда урожай уже убран, сельскохозяйственные
работы закончены. На Покров приезжали гости с соседних сел
в Турью, Кони.
Очень ярко, красочно и незабываемо отмечали на
Выми праздник Параскеву Пятницу, отмечали ее на Христово воскресенье
(Пасху). В ряде районов Параскева – это пример заветного праздника
(Удорский, Усть-Куломский район). Здесь же, на Выми, в Турье,
где этот праздник называют “фестивалем”, переплетаются черты
заветных и престольных праздников. По сведениям местных жителей,
более яркого и красочного, а так же более многолюдного праздника,
на Выми нет. “Казалось, что вся Вымь съезжалась на этот праздник”,
- вспоминает Минина Екатерина Ивановна, 1911 г.р. На Параскеву
обязательно, как и на ильин день варили сур – Канун (Канон).
Сур варили из ржи самые пожилые и почитаемые женщины в деревне.
Бочки ставились возле церкви и на Девятую Пятницу по Пасхе
этот напиток пили по очереди все желающие. Отмечали Параскеву
три дня – пятницу, субботу и воскресенье. Главным элементом
праздника была икона, ее местные жители называют “ен”. В пятницу
и субботу “ен” была в Турьинской церкви, здесь же происходили
службы, а на третий день – в воскресенье, ее переносили в
часовню на кладбище. Перед этим устраивался крестный ход вокруг
села, обходили и поля с иконой, пением молитв, прогоняли под
иконой и скотину (“чтобы подуку не было”), ходили к реке.
Икону носили мужчины по два человека, постоянно менялись.
Перед тем, как внести икону в часовню, ее приподнимали и под
ней проходили дети, женщины, больные. Затем здесь, в часовне,
проходила служба и крестный ход. После Параскевы Пятницы,
в воскресенье ходили на кладбище, поминали умерших. Даже на
кладбище в этот день царила праздничная атмосфера.
Сведений о заветных – “обетных” праздниках на
Выми встречается значительно меньше, по сравнению с Удорой,
Усть-Куломом. Мы получили только одно свидетельство от жителей
Онежья, где говорилось, что в Онежье отмечают день Кирика
и Улиты. При этом обязательно посещают часовню (28 августа).
В этот день, когда произошел страшный пожар, в результате
которого выгорело все село. Пожар начался утром, в домах оставались
только дети и старики, все работающие люди были на сенокосе.
Остановить пожар не удалось, кто-то спасся, а кто-то сгорел
в огне. Когда люди увидели страшное зарево над селом, прибежали,
что-либо спасти уже было нельзя. Горело все. Еще долго после
этого жители жили в землянках, сараях, пока заново Онежье
не отстроилось. С этого времени в день Кирика и Ульяны жители
Онежья до обеда на работу не выходят, какая бы страдная пора
не была, обязательно шли в часовню, несли дары и т.д.
Еще одно сведение
получили в д. Кони от Куштысева Ивана Максимовича 1927 г.р.,
ур. д. Кони, который рассказал, что напротив Коней, на другой
стороне реки на Ыджыделе стоял обетный крест. Кто и когда
его поставил не знает. Но то, что к этому кресту гоняли коров,
это помнит с детства. Когда выгоняли коров, лед на реке уже
уходил, этих коров переправляли на луга, что напротив села
находятся, переправлялся туда и поп, который около креста
кадил животных, а их прогоняли вокруг этого креста.
Каких либо других
более подробных упоминаний об обетных крестах, предметах,
об обетных праздниках нами не встречено. За исключением, что
обетный крест стоял на дороге в Шошку, стоял крест в Турье.
Таким
образом, проследив некоторые праздничные традиции вымичей,
приходим к выводу, что престольных праздников здесь было значительно
больше, чем заветных. Но в ряде случаев, в праздники престольные
органически вклиниваются черты архаические, характерные для
заветных праздников. Слабое отражение архаики, видимо, объясняется
тем, что Вымь издревле являлась центром христианизации, языческие
пережитки здесь быстрее уступили место христианским обрядам
и обычаям.
[Доклады][Предыдущий
доклад][Этнография][Следующий
доклад]
|