Старообрядцы на Илыче
(по материалам школьных историко-краеведческих экспедиций 2000 и 2001 года в Троицко-Печорский район по р. Илыч)


Автор: Федоренкова Елена, 11 класс, средняя школа № 37 г. Сыктывкар, Республика Коми
Научный руководитель: Канева Татьяна Николаевна, преподаватель истории средней школы № 37 г. Сыктывкар, Республика Коми.


    Вся работа построена на материалах школьных 2000 и 2001 года историко-краеведческих экспедиций в Троицко-Печорский район Республики Коми на р. Илыч.

   Одной из целей экспедиции был поиск материалов и информации о старообрядцах по р. Илыч. Данный район в этом отношении исследован довольно слабо, т.к. находится на очень большом расстоянии от центральных районов, попасть сюда практически невозможно из-за отсутствия дорог и транспорта. Воспоминания старожилов легли в основу данного исследования. С помощью этих воспоминаний так же сделана попытка составить примерную карту расположения староверческих скитов по р. Илыч и его притокам .

   Старообрядцы жили на Илыче издавна. Судя по литературе и документам, появились они здесь в 17 веке, пришли с верхней Печоры. Постепенно осваивали здешние глухие пространства, продвигаясь вверх по Илычу. При Советской власти теснимые ею ушли еще дальше, в самые верховья Илыча (Нерыс луг, Зеленый луг, Вачжига, Кожим). Здесь образовались небольшие деревеньки по 3-5 домов, где старообрядцы вели хозяйство, молились. Жили чаще семейными кланами. Об этом свидетельствует распространение однородных фамилий в этих местах - Мезенцевы, Поповы, Собянины. Позднее, когда началась коллективизация, старообрядцы, не желая вступать в колхозы, покидали свои деревни, уходили еще дальше в лес. Такая же реакция была у тех старообрядцев, которых попытались в 50-е годы свезти из маленьких деревень в одно более крупное хозяйство.

   Уходили семьями, по одному, мужчины и женщины с детьми. В своих воспоминаниях местные старожилы вспоминают подобные не единичные случаи. Например, вспоминает Логинов Михаил Харлампиевич 1942 г.р., ур. д. Аньюдин: "ушли 3 человека с Аньюдина. Ушли на р. Косью. Их искали самолетами. А там они основали маленькое поселение - несколько домов". Такое поселение на Илыче старики называют "Скитом". Растворов Семен Григорьевич 1933 г.р., ур. д. Покча называет скит на р. Егра-Ляга (приток Илыча): "Жили отдельными семьями, молились, работали. И в Зеленом луге жили староверы. Там родился дед соседа - старовера Мезенцева, которому 96 лет и он перед смертью уехал из д. Антон в Скаляп по Печоре (центр староверчества на верхней Печоре)".

   Во время спуска по Илычу мы наблюдали, как из Антона выезжала семья староверов Мезенцевых в д. Скаляп вслед за своим дедом. Перевозили свой небогатый скарб на плоту, вместе с коровой и бревнами от дома. Называют жители Илыча и старообрядческий скит на реке Малой Вачжеге (приток Илыча). Бажуков Владимир Михайлович, 1948 г.р., ур. д. Еремеево говорит: "С Луга-еля, говорили старики, ушла баба с дочкой, староверка, куда-то за Урал. Ушла лесом, по реке". Он же говорил, что на р. Кожим в 40 км выше по течению так же был скит. Этот скит был хорошо известен местному охотнику Кузнецову Василию Павловичу. Он не раз бывал в этом скиту, оттуда им взяты были книга черная маленькая. О ней вспоминает Попов Игнатий Александрович: "Я сам ее видел, но в руки мне ее подержать не дали, видел и складень - очень красивый, и крест золотой". А на избушке Кузнецова и по сей день прибиты удивительные петли - самодельные, снятые со скита в Кожиме.

   О ските на Кожиме говорили, что там были полуземлянки и избушки, которые сейчас все завалились (из воспоминаний Бажукова Владимира Михайловича, 1948 г.р., ур. д. Еремеево). На Верхней Вачжиге, вероятно был скит, там один из работников кордона обнаружил деревянную соху, прислоненную к дереву, среди молодой поросли. На Лун-воже (приток Шежима) работником кордона обнаружены лапти, висящие прямо на верхушках подроста. Возможно, и здесь жили ушедшие от людей староверы. Попов Игнатий Александрович, 1933 г.р., ур. д. Сарьюдин вспоминает: "Из Аньюдина ушли старообрядцы - Попов Алексей Александрович (брат Игнатия Александровича), его в деревне звали Сандра Оль. Хороший он был охотник, и угодья его были большие. А вот его староверка мать жить в миру не хотела, она пошла в лес умирать. Сандра Оль срубил ей избушку, и жила она одна там. Но сосед Бурмантов, желая воспользоваться угодьями Сандра Оля, навел на него чекистов, как на старовера, врага народа, у которого мать в скрытницах числится. Сандра Оля арестовали, но через месяц отпустили, и он вернулся из Троицко-Печорска домой. Он перевел мать в более безопасное место, подальше от глаз людских.. 4 избушки- скита было у Сандра Оля, время от времени переводил он в них свою старуху мать. А возвращаться в деревню она не желала". Скиты эти, по словам стариков, расположены были по р. Косью (приток Илыча). И еще об одном случае поведал нам Игнатий Александрович Попов: " Из Сарьюдина ушел с семьей Мезенцев Иван Петрович. Ушел на Косью, где основали свой скит и жили. Их долго искали в лесу. Даже самолетом искали. Через 2-3 года нашли, арестовали. Посадили".

   Вероятно, об этих же людях говорил Бажуков Михаил Прокопьевич, 1918 г.р., ур. д. Еремеево: "Соседка моя Попова Анна Ивановна, 1927 г.р., ур. д. Еремеево - жена Сандра Оля, много знает о старообрядцах, но не любит говорить об этом. Ее родители были староверами. Мать была из Зеленого луга, а отец из Сарьюдина. Мать однажды родила двойню, а у староверов это считалось большим грехом. Ее заставили окунуться в ледяной воде несколько раз, так она должна была очиститься от греха. Но после этого она слегла и вскоре умерла. Тогда отец Анны взял в жены другую женщину из Скаляпа, и она уговорила его уйти в лес, а детей оставили в деревне. Ушли они далеко в верховья Косью, км 40 вверх по течению, под самое подножье г. Эбельиз. Там скит и поставили. Но их нашли, арестовали и затем расстреляли".

   Поведали нам старожилы и еще одну историю о скрытниках - староверах (Камбалов Николай Григорьевич, 1947 г.р., ур. п. Падь-Иван): " Из Аньюдина ушли женщины Бажукова Евдотья Александровна с двумя дочерьми. Младшая была маленькая. Ушли в лес, скрылись от всех. Когда на них наткнулся охотник, мать уже умерла, старшая дочь лежала в корыте - умирала, а младшая еле ползала по земляному полу. Всех их там и похоронил затем этот человек.

   Все эти рассказы заинтересовали нас, и мы решили попытаться найти человека, который знает, где находится какой-либо скит и согласится нас к нему проводить. Нашим проводником любезно согласился быть работник кордона - Собянин Иван. С его помощью, преодолев большие препятствия, пройдя немалое количество километров сначала по реке Косью, затем в сторону от реки, мы, наконец, вышли к скиту. Им оказалась небольшая избушка, аккуратно срубленная из ели (приложения 3 - 8).

   Избушка в 10 венцов, чуть выше человеческого роста с крышей, которая была покрыта большими кусками бересты, переплетенными ивовыми прутьями. На крыше для тепла был насыпан толстый слой земли высотой до 25 см. Дом срублен "в чашку". С одной стороны у избушки было маленькое оконце, вероятно для выхода дыма, т.к. избушка топилась по-черному. Дверь избушки выходила на небольшое озерцо (вернее, карстовая западина) диаметром не более 3 метров, достаточно глубокое. Еще одно окно большего размера располагалось на противоположной стороне от маленького оконца. Его, как утверждал проводник, видимо, раньше не было. Это уже позднее охотники его прорубили. Внутри избушки все завалилось, нашли остатки некоторых нехитрых хозяйственных принадлежностей - деревянные крючки, ступку, деревянную лопату, светец, деревянный стульчик и т.д. Рядом с избушкой нами обнаружены следы каких-то строений, полностью завалившихся, заросших мхом и покрытых слоем земли. Они находились на расстоянии 10-15 шагов от избушки. Но особенно наше внимание привлекли непонятные строения, расположенные перед дверью, в 3 - 5 шагах. Между избушкой и озерцом. Сложилось впечатление, что это были надгробия - полусгнившие бревенчатые домовины, характерные для погребального обряда на Илыче. Этих домовин было - 3. Что это было - или хозяйственные какие-то постройки, или действительно погребения людей - сказать трудно. Если допустить, что это, действительно, погребения, то рассказ Камбалова Николая Григорьевича вполне достоверен.

   Интересен обряд погребения у жителей Илыча. В нем и по сей день сохраняется традиция старообрядчества - домовины из бревен (одно-, двухвенечные срубы, переложенные берестой), восьмиконечные кресты на могилах с треугольным скатом на вершине. По поводу необходимости постройки этих домовин в д. Антон нам поведали, что бабка говорила, "что когда будет огненный дождь, крыша должна спасти умершего и раскаленные камни, падающие с неба сразу на землю не упадут, а ударятся о дерево" - вспоминал об этом Камбалов Иван Григорьевич, 1935 г.р., ур д.Антон.

   Не совсем обычно было видеть на Илыче отсутствие в деревнях каких либо храмов или часовен. Их здесь никогда не было. Единственная деревянная церковь была в Усть-Илыче и Троицко-Печорске. О православных церквях рассказывали, что на берегу в д. Еремеево стояли специальные столбы. Иногда по праздникам в деревню приходил из Усть-Илыча священник, тогда натягивали шатер и в такой импровизированной церкви совершались молебны. А чаще священник ходил по домам и там совершал богослужения (рассказ Бажукова Михаила Прокопьевича, 1918 г.р., ур. д. Еремеево). Что касается старообрядческих молельных домов, то единственное упоминание встретилось нам о том, что в д. Аньюдине "на берегу стоял очень высокий крепкий дом, там молились староверы, у них был начетчик, потом он ушел". Это воспоминание оставил нам Попов Игнатий Александрович, 1933 г.р., ур. д. Сарьюдин.

   В данный момент идет накопление, осмысление и обработка материала. Делать какие-либо научные выводы пока рано. Хотя некоторые предварительные выводы напрашиваются:

  1. Старообрядчество появилось на Илыче не ранее 17 века, как и в других районах Коми края. Сначала старообрядцы появились в устье Илыча, затем начали переселяться выше по течению реки. Крайними, более крупными населенными пунктами в это время, возможно, были деревни Сарьюдин и Аньюдин, насчитывавшие не более 5 дворов.
  2. В начале 20 века, с приходом Советской власти и а затем началом коллективизации оставшиеся старообрядцы переселяются выше по реке - в урочища Зеленый луг, Нерыс луг, Кожим-из. Эти поселения, видимо, были исключительно старообрядческими, тогда, как в других селениях, расположенных ниже по реке население было смешанное (православные, старообрядцы, неверующие).
  3. Отмечено, что в некоторых культурных традициях населения Илыча происходит своеобразное переплетение. Старообрядческие традиции накладываются на православные. Это находит наиболее ярко свое выражение в обряде погребения населения Илыча. Похоронный обряд завершается сооружением своеобразного надгробия - домовины (деревянного 2-х - 3-х венечного сруба). На могиле ставится в ноги восьмиконечный крест, вершину которого венчает двускатная крыша.
  4. Судя по рассказам местных жителей, и раньше в старину, и сейчас каких-то серьезных разногласий между староверами и остальными жителями не было, и нет. Хотя практически все отмечают некоторую осторожность в общении со стороны староверов, излишнюю молчаливость, недоверчивость, не слишком большое гостеприимство.
  5. Среди илычских старообрядцев, как и среди представителей некоторых других староверческих толков было распространено скрытничество. Особенно массовый масштаб оно приняло во время коллективизации в 30-е годы и в 50- годы, когда стали укрупнять колхозы, и свозить население с маленьких усадеб на центральные усадьбы. Староообрядцы массово стали уходить в леса, как их предки, предпочитая смерть от голода в лесу, нежели изменение образа жизни.
  6. Старообрядцы уходили в лес по одному, семьями, с детьми. Уходили и старые люди, и молодые. В лесу на берегах водоемов, но вдалеке от людского глаза они основывали скиты, где жили и встречали свою смерть.
  7. Очень своеобразное понимание термина "скит" на Илыче. Это не только место, где отшельник молится, где хранятся какие-то святыни, но и это дом, включающий хозяйство (амбар, хлев,. сарай и т.д.). Под "скитом" здесь понимают, как отдельно одну вдалеке стоящую избушку отшельника или полуземлянку, так и несколько домов, принадлежащих членам одного рода или соседям, ушедшим от мира. О таких скитах получена информация от местных жителей (по р. Ляге, Косью, Шежим, Нерыс-ю, Кожиму и другие).
  8. Получили не только более подробное описание одного из скитов на р. Косью, но и сумели добраться до этого скита, заснять его на видео и фото пленку, сами смогли описать его.
    Исследование требует дальнейшего поиска и обработки материалов. Работа в этом направлении автором будет продолжена.

[Доклады][Предыдущий доклад][Этнография][Следующий доклад]
Hosted by uCoz