"Ох, в ад попал!": пророчество Стефана.
Странички горькой истории села Оквад Усть-Вымского района.
(по материалам школьной этнографо-краеведческой экспедиции в Усть-Вымский район в 2001 г.)

Автор: Торлопов Максим, 10 класс, средняя школа № 37 г. Сыктывкар
Научный руководитель: Канева Т.Н., преподаватель истории, школа № 37 г. Сыктывкар

   Изучая историю села Оквад, знакомясь с различными версиями объяснения его названия, мы обратили внимание на два предания, которые поведали нам старожилы. Одна из них гласит: "Пришли сюда первые люди, чтобы обосноваться. Идут, ищут землю свободную, а на пути у них одно озеро (вад), затем другое. И воскликнули они: "Ок, вад!". И так несколько раз повторилось Так и назвали это место, где село потом расположилось - "Оквад".

   Вторая версия предания менее распространенная, но тем более - неожиданная. ЕЕ старожилы связывают с именем Стефана Пермского. " Плыл Стефан по Вычегде, и не доходя до Усть-Выми, остановился отдохнуть. Вышел на берег, а там кругом вода, озера, протоки, огромное топкое болото. А земля, которая видна была - черная-черная. И лес вокруг стоит непроходимый. Воскликнул Стефан: "Ох, в ад я попал!" Вот и пошло название места Оквад.

   И действительно, Оквад расположен на берегу реки Вычегды, не слишком высоком, вдоль села и за ним протекает несколько ручьев и мелких речек. Самая крупная из них - Чупырка. Вокруг - десятки озер, самые близкие к селу - Марпа-вад, Зосим-вад, Чупыр-вад, Турка-вад, Щед-вад. В книге "Топонимия Республики Коми" дается такое объяснение названию Оквад - это гибридное обско-угорско-коми "Аквад" или "Оквад", что обозначает "проточное озеро" или "волоковое озеро". Первое упоминание о данном населенном пункте относится к 1483 году. Это была Жалованная грамота на "владычны городки" и деревни по Вычегде царя Ивана Васильевича епископу Филофею Пермскому. В епископскую вотчину были включены Усть-Вымь, Турья, деревни Иб на Выми, погост Акват (Оквад) и Коквицы. В Актах социально-экономической истории Северо-Восточной Руси, среди которых была и эта грамота, говорится. Что это вотчинное владение существовало и раньше со времен Стефана Пермского - в заключительных строках грамоты говорится: "так было при отце моем Василье Васильевиче, при деде моем Василье Дмитриевиче, и при князе великом Дмитрии.

   Более подробна другая жалованная грамота Ивана III, 1490 года. В ней говорится: "Погост Аквад, церковь в нем Введения святые Богородицы…" К началу ХYII века на погосте "Катва" (Оквад) было уже 2 церкви (добавилась церковь Афанасия Александрийского) . Возможно, поэтому оквадцы, из всех престольных праздников особенно отмечают Афанасей-лун в мае.

   Несмотря на тяжелые условия, жители осваивали пространства, вырубали лес, осушали болото, освобождали землю, старались сделать ее пригодной для земледелия. Земля получалась неплохая, жирная. Торфяная, одна беда была - мало ее. Животноводством заниматься было здесь удобно - хорошие заливные луга, низкий берег. Поэтому, не удивительно, что село славилось со старинных времен кожевниками. Потомками оквадских кожевников в н. ХХ века были Баженовы и Козловы, им принадлежали большие стада животных, дубильные и кожевенные мастерские, что располагались на берегу озера Щед-вад. Жители Оквада, державшие скот, обеспечивали этих хозяев сырьем, а те товар свой сбывали на Георгиевскую ярмарку в Усть_Вымь, а то и дальше, да и в самом Окваде проходили торжки.

   С названием озера "Щед-вад" здесь так же связаны некоторые предания. Например, старожилы рассказывают о том, что озеро называют "Черным" потому, что лес стоит вокруг густой, непроходимый, черный. И вода в нем оттого кажется все время черной. Да и дно там илистое, черное. Другие старожилы говорят, что "Черным" оно называется так, потому, что это "плохое", "тяжелое" озеро С ним связаны многие страшные случаи. Например, "на берегу озера поселились монахи, которые должны были строить здесь церковь. Жили они здесь же - в ямах. Это место и сейчас называют "Келля лос". Когда строительство закончилось, согласно преданию - церковь неожиданно исчезла - ушла под землю. Решено было отстроить церковь заново, но для этого необходимо было освятить место. Принесли сюда Ильинскую икону, оставили на ночь, но на утро ее на месте не нашли. Лежала она на холме около другого озера. Тогда положили ее снова на место, но во второй раз она пропала. Когда это повторилось снова - решили, что церковь надо строить на том месте, на которое указывает икона. Место это и сейчас называется "Вичкопок", а озеро "Вичко-вад"

   Без церкви своей жизни оквадцы не мыслили. По документам известно, что первая церковь в Окваде была построена в ХYвеке - это была церковь Введения святые Богородицы (1490 г.). К ХYII веку здесь появляется еще одна церковь - Афанасия Александрийского. В 1700 году Введенская церковь сгорела, затем вновь была отстроена. В 1782 году в Окваде была построена каменная Ильинская церковь, а в 1841 - каменная Введенская. Эти две церкви и колокольня простояли в селе до начала ХХ века. Но вот тут и развернулась кровавая драма, которая сопровождалась трагическими событиями и болью оквадцев. Когда был принят большевиками Декрет о борьбе с церковью, когда стали их разрушать - не миновала эта участь и Оквад. По воспоминаниям старожилов, Оквадская Введенская и Ильинская церкви были разрушены к 1934 году. Тогда же была взорвана и колокольня, а колокол сброшен на землю и куда-то увезен. О том, как все это происходило, вспоминает Жуковская (Туркина) А.А.: "Собрали тогда всех крестьян Оквада, мне тогда было лет 10-11, но я помню, что мать Анна ходила на собрание, а потом ее арестовали. На этом собрании должен был быть решен один вопрос - утвердить решение о разрушении церкви. Коммунистам тогда возразили, что оквадцы такого решения не поддержат. "оквадские бабы голосистые, бойкие - церковь разрушить не дадут". Тогда местным властям дали установку - напугайте их, арестуйте несколько человек. И действительно, когда собрание открылось, стали обсуждать данный вопрос - из задних рядов задали вопрос: "зачем это нужно - рушить церковь?" Ответ последовал: " Это нужно для страны, для коммунистов". Одна бойкая женщина "Павел-баб" высказалась: "Если вам чего нужно, так мы по домам соберем", а Анна Туркина поддержала : "Действительно - и серпы, и топоры, и косы!". Но кто-то сзади добавил: "чтобы вас коммунистов убивать" . Кто это сказал - не выяснили, но двоих женщин, подавших голос - арестовали. А собрание объявили бунтом" .
   Церковь и колокольню взорвали, колокол сбросили вниз, часть кирпичей, что были целыми - увезли, чтобы построить МТС. Но этих кирпичей хватило только на для возведения 6 столбов. Иконы, книги, церковную утварь увезли на машине. Когда вытаскивали из церкви вещи - все село стояло и смотрело, к машине подойти нельзя было - стояли охранники. Тогда же дьякона Алексея Попова забрали и увезли, так, что он исчез бесследно. Его жена Попова Юлия Федоровна пыталась найти его следы, но попытки были тщетны.
Горькие события сопровождали оквадцев и ранее. Так, в борьбе, с кровопролитием, шла здесь борьба за установление новой власти.

   С августа 1918 года в Окваде, как и во всем Яренском уезде установилась Советская власть. Но в Окваде далеко не все ею были довольны. Не удивительно, что, когда в округе осенью 1919 года появились белые - отряд бывшего жандармского офицера Орлова (оквадцы называли ее "банда Орлова") нашлись люди, которые перешли на их сторону. О том, как быстро поменялась власть, рассказывает Жуковская А.А.: "Это было в ноябре 1919 года, ее тетка Клавдия Ивановна Исакова рассказывала, что она и еще оквадская учительница поехали в Айкино получить причитавшийся паек. Дома оставили детей, скотину, в надежде, что быстро вернутся. Запрягли лошадь и поехали. Уезжали из Оквада - там была Советская власть, а подъезжают к Айкино - везде патрули стоят, всех проверяют, хватают. Здесь уже банда Орлова хозяйничала. Задержали и их. Женщины в слезы, панику - дом-то без присмотра остался. Помогла, на удивление, женщина (говорили, что в любовницах у Орлова была, везде с ним ездила). Она подсказала, как проехать мимо патрулей, что говорить и что делать. Женщины и поехали на свой страх и риск. Мимо патрулей проскочили, не останавливаясь, на полном ходу, а чтобы пуля не задела - легли на сани. Так и добрались до дома. А белогвардейцы уже и туда пришли. Выискивали коммунистов, и арестовывали их. Схватили тогда и брата Клавдии Ивановны Туркина Василия Ивановича. И расправились над ним очень жестоко. Привязали к саням и до Усть-Выми тащили волоком по земле, там и расстреляли. Было это 19 ноября. Взяли тогда белые многих оквадцев. Среди них был Нефедов, сосед Туркиных. Ему даже в дом не дали войти, он сено поднимал. А еще разыскивали белые туркина Александра, но не нашли, и взяли другого Туркина - Ивана Алексеевича. Ни к коммунистам, ни к Советской власти он никакого отношения не имел, но и его расстреляли. Расстреливали на окраине села, недалеко от Щед-вада. Был схвачен и расстрелян недалеко от Айкино еще один оквадец - Павел Омринов. Его сначала хотели утопить в проруби, но вода здесь оказалась только по пояс, и тогда его застрелили. Уходя из Оквада, белогвардейцы оставили хозяевами здесь тех, которые помогали белым, оставив им два мешка табака. Эти люди в первый же день стали называть себя "белыми царями", хозяйничали, мстили соседям, на собраниях вели себя нагло, могли ударить, пнуть. А затем в село снова вернулась Советская власть, "белых царей" свергли. Теперь эти поплатились жизнями. И их расстреляли на окраине села у озера Щед-вад.

   В 30-е годы привезли в Оквад довольно большую группу людей. Это были мужчины, плохо одетые, голодные. Говорили в селе, что с Кубани они, или с Дона. Их выгрузили на окраине села и попытались затолкать всех в те кожевенные мастерские, что на берегу озера Щед-вад находились. Эти мастерские у прежних хозяев отобраны были давно, они заброшены были. Здесь не было ни печки, ни нар, ничего, что бы указывало на жилье. Вот здесь и полагалось расположиться людям, привезенным издалека. В помещениях было так тесно, что все не помещались. Было холодно и голодно. Они ходили по селу просили одежду, пищу. В лесу они работать не могли - умирали десятками. Так все и погибли - ни одного не осталось. Видимо и хоронили их здесь же у озера. Жуковская А.А. говорит: "Там крест надо поставить"

   Конечно, не вся жизнь оквадцев - это сплошная беда и горе. Были и счастливые минуты, минуты радости. С радостью встречали селяне известие о победе в Великой Отечественной войне, встречали фронтовиков. Но во многие дома оквадцев стучалась тогда похоронка, многие погибли на той войне, некоторые не дожили до победы, погибли на трудовом фронте - от голода и тяжелой работы. Может гордиться село своими достижениями, трудовыми подвигами, своими труженниками. Но на праздники собирается сегодня все меньше и меньше народу - молодые уехали в город, а старики доживают свой век. Их все меньше и меньше год от году становится и село пустеет.


[Доклады][Предыдущий доклад][Этнография][Следующий доклад]
Hosted by uCoz