Престольные
и Заветные праздники у коми.
(по материалам фольклорно-этнографических
школьных экспедиций на Удору, Сысолу, верхнюю Вычегду в 1999
году)
Наумова И., Республика Коми, Муниципальная
средняя полная общеобразовательная школа №37 с
углубленным изучением ряда предметов,
г. Сыктывкар., 9 класс
В 1999 году члены краеведческого кружка школы 37 приняли участие
в трех школьных фольклорно-этнографических экспедициях. Побывали
в Удорском (села Кослан, Глотово, Кучмозерье, Большая и Малая Пысса,
Усогорск), Усть-Куломском (села Ульяново, Руч и Озъяг) и Сысольском
(село Вотча). В ходе экспедиций записывался материал по календарной
и семейной обрядности, собраны образцы песенной традиции, детский
фольклор, местные легенды и предания, материал о традиционной пище
коми. Собран большой вещевой материал для школьного музея (часть
его, наиболее ценная передана в музей СГУ).
Цель экспедиции заключалась в том, чтобы проверить состояние традиций,
возможно - получить новые сведения. Характеризуя общее состояние
традиции в обследованных селах, можно отметить, что она сильно разрушена.
тем не менее, отдельные сведения являются уникальными. Интересны
описания некоторых обрядов, связанных с хозяйственными работами,
местные варианты празднования некоторых праздников. Большим разнообразием
и хорошей сохранностью отличается материал по детскому фольклору.
Записано только на Удоре более 40 текстов детских сказок, потешек,
приговорок, игр. Большая часть полученного материала передана в
фонды лаборатории по народной культуре Государственного центра народной
культуры и музей археологии и этнографии при СГУ.
Автор доклада остановился на теме "Календарная обрядность коми".
Хотя этот вопрос изучен достаточно хорошо, думается, что дополнительные
сведения, пусть подтверждающего характера, лишними не будут. Может,
помогут расширить ареал существования того или иного обряда. Некоторые
встреченные описания обрядов, отличаются отдельными деталями от
известных ранее, некоторые вообще уникальны и пока не имеют аналогов.
В докладе использовались материалы, полученные во время экспедиций,
полевые дневники школьников, аудио- и видео- записи. У коми, как
и у многих других народов, в традиционном мировосприятии зимний
и летний солнцеворот связывался не только с погодой, с сельскохозяйственными
занятиями, но и с многочисленными обрядами и традициями. Зимний
солнцеворот при этом воспринимался как явление глобального, космического
характера. Это был период одного из главных годовых календарных
рубежей. Многие обычаи и традиции напрямую связаны с различными
народными праздниками. У коми населения существовали праздники престольные
и заветные. Престольные праздники - это повсеместная традиция, в
ходе которой отмечали дни памяти святого, во имя которого был освящен
престол местного храма. В престольный день крестьяне семьями приезжали
из соседних деревень и отмечали праздник.
Если сравнить расположение храмов, (по селам, обследованным во время
экспедиции) с наименованиями, престольными и заветными праздниками,
с хозяйственной деятельностью крестьян, то складывается следующая
картина: Удорский район - с. Кослан, церковь во имя Пророка Божия
Илии, отмечают Ильин день, который совпадает с началом уборки урожая.
Село Буткан - храм во имя святых Петра и Павла, отмечают Петров
и Егорьев дни, совпадающие соответственно с началом заготовки сена
и первым выгоном скота. Село Чернутьево - церковь во имя Архистратига
Михаила и прочих Небесных Бесплотных Сил, отмечают Михайлов день,
в это время заканчиваются сельскохозяйственные работы, забивают
скотину, готовятся к свадьбам. Деревня Сельыб (Чернутьевского с/с)
- церковь Богоявления Господня, отмечают Крещение. Село Глотово
- церковь Рождества Христова, имелась другая, ныне утраченная церковь,
по храмонаименованию которой нет данных, но местные жители упоминают
"церковь Миколы Милостливого" (Шечева Татьяна Григорьевна,
1924 г.р., с. Глотово ) и что "на Миколин день ходили в церковь"
(Будрина Варвара Михайловна, 1925 г. р., д. Вылиб Глотовского с\с).
Николин день здесь и отмечали. На Николу весеннего начинается весенний
сев, а на зимнего Николу - заканчивается осенне-зимняя охота. Ильин
день на Удоре - особо отмечаемый праздник. В связи с этим здесь
довольно часто встречаются предания о чудесной помощи иконы святого
Ильи при несчастных событиях (пожар, падеж скота, и. т.д.). Этот
день отмечали в Кослане, Большой Пыссе, Чупрово. Нетрудно заметить,
что храмоименования дополняют друг друга. Во всех обследованных
районах имеются церкви, относящиеся к так называемым "храмроименованиям
полного круга"- церкви Господские, Богордичные, апостольские.
Все эти именования отражают круг религиозных представлений и ценностей
тогдашнего массового сознания. Если проанализировать календарь престольных
праздников определенной округи, можно заметить что он полно и ритмично
охватывал весь годовой цикл: март - апрель, июнь - август, сентябрь
- ноябрь. И если иметь ввиду, что на каждый праздник приезжали гости
из соседних деревень, то станет ясно, что церковные традиции объединяли
людей, укрепляли соседские и житейские связи, обозначали начало
какой-либо хозяйственно-трудовой деятельности.
Еще один тип праздников, бытовавших у коми в старину, как и у некоторых
других народов Европейского Севера, в том числе у русских - Заветные
праздники. Иногда их называют "обветные" или "обетные".
Это праздники, установленные с давних времен по обету, данному предку
в бедственное время, либо в память чрезвычайных случаев или происшествий
(мора людей, падежа скота, необыкновенного нашествия хищных зверей,
ужасных пожаров, гибельных ураганов, совершенного побития хлебов,
и т.д.). Религиозный ритуал задавал тон всему обычаю: из приходского
храма приносили иконы, священник окроплял дома и скот, поле, пожни,
т.е. совершал крестный ход. В Кучмозерье ( Глотовский с/с ) нам
сообщили: "У нас летом обсевный праздник праздновали. Семь
лет была засуха. Тетка 1907 года... рассказывала: собрался народ
со всей волости, попы взялись - по полям ходили, молились, чтобы
дождь пошел. Попы молились, обещанное что-то сделали. У кладбища
внизу стоял крест. Детьми, когда ходили за ягодами в лес, у этого
креста всегда ягоды оставляли. Потом этот день сделали праздником.
Тогда дождь пошел и целые сутки лил. И в этот день, хоть какой бы
он ясный не был, всегда тучка придет и дождь будет. Большой праздник".
(Павлова Александра Егоровна, 1925 г.р., Кучмозерье, Пувкоева Александра
Ивановна, 1924 г.р., Кучмозерье). Речь шла о том, что на Петров
день жители Кучмозерья ездили в соседнее Глотово и отмечали его
у себя - ходили на поля. Впервые "обетный", "обветный"
праздник называют "обсевным". В Большой Пыссе мы так же
получили информацию от Андреевой Пелагеи Ивановны, 1918 г.р., ур.
д. Небдин ( часть Пыссы) и Логиновой Марьи Андреевны, 1926 г.р.,
ур. Большая Пысса:" Илья лун - обветный праздник в Большой
Пыссе. Много лет не всходили всходы, хлеб не родился. И там поставили
часовню Илье. Неурожай был”. Заветных праздников было значительно
меньше, чем престольных и чаще они приходились на весенне-летнее
время.
Таким образом, соотнеся престольные, храмовые праздники с именованием
храма, имеющегося в селе, а так же празднования с обрядами, имевшими
место во время того или иного праздника мы получаем картину, подтверждающую
вывод о том, что храмовые и заветные праздники напрямую связаны
с традиционной хозяйственной жизнью людей, с ее определенными циклами.
Они являются своеобразным порубежьем между временами года, смены
одного вида деятельности другим. Заветные праздники так же связаны
с хозяйственной деятельностью человека (земледелие, скотоводство).
Неудивительно, что главными "героями" многих преданий
о такого рода праздниках являются коровы, зерновые, и т.д. В ряде
случаев престольные и заветные праздники переплетаются, взаимодополняют
друг друга, ритмично охватывают весь годовой цикл хозяйственных
работ. В заветных праздниках в обрядовой деятельности проявляется
больше архаики ("пошли на поле", "положили голову
медведя на пень"), что, вероятно, указывает на языческие пережитки,
переплетенные с христианством (поставили часовню Илие, молились).
|