Хозяйственная жизнь слобожан
в период между двумя революциями.

(Земельный, продовольственный и прочие вопросы).

    Вплоть до Октября 1917 года в Коми крае сохранялся такой пережиток, как феодальная собственность на землю. Собственником почти всей земли оставалось самодержавие, полукрепостническое государство. При наличии необозримых земельных площадей, крестьяне здесь страдали от острого безземелья, что еще более усугубляло нерешенность крестьянского вопроса. И все же в 1917 году Коми край представлял собой сугубо сельскохозяйственный район с рассредоточенным населением, оторванностью от крупных городов, полным отсутствием дорог. Грозным вихрем ворвалась сюда революция, принеся навязанную власть Временного правительства, отнимая у населения последний кусок хлеба. Фактически жизненный уровень коми крестьян значительно упал в это время: участились жалобы на отсутствие продовольствия, все большее количество людей скатывалось к черте бедности. Среди архивных документов довольно часто встречаются жалобы слобожан на отсутствие необходимых товаров и продуктов питания.
    Проблема с наличием в селе достаточного количества продуктов питания не раз обсуждалась на заседаниях Временного волостного комитета, где указывалось на нехватку муки, круп. Сахара, соли, пороха, махорки, и т.д.
    Результатом низкого уровня жизни слобожан становилось пьянство, самогоноварение. Об этом так же не раз говорили на заседаниях Волостного комитета. От уездного временного комитета поступил приказ о начале борьбы с самогонокурением. За нарушение запрета на самогонокурение накладывались высокие штрафы, размеры которых повышались за повторные случаи выявления нарушения. Например, Слободской волостной комитет принимает решение установить следующие наказания за самогонокурение: если 1 раз – назначается штраф в размере 1 мешка ржаной муки. Если замечен 2 раз – 30 рублей штрафу и лишение всякой продовольственной помощи от Комитета. За 3 нарушение – отдавать под суд. Появление на людях в пьяном виде влекло за собой уголовную ответственность. 19 июня 1917 года в Слободской волостной комитет пришло правительственное постановление, воспрещающее изготовление и продажу, как для питьевого, так и для лекарственного потребления спиртосодержащих и крепких напитков. На борьбу с нетрезвостью Временное правительство призывало все общество, аргументируя это тем, что только преодолев этот порок, возможно, будет достичь благоприятных результатов. Указ о немедленном обсуждении этого вопроса на сельских сходах был в Слободе выполнен немедленно. Из членов волостного комитета Слободы были избраны 3 человека, в обязанности которых входило следить за исполнением этого указа. Это были люди, пользующиеся уважением среди селян, не употребляющие спиртные напитки. Им вменялось следить за выкуркой самогона в деревне, как для самоличного потребления, так и для продажи. Они имели право задерживать лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и доставлять их в милицию для дальнейшего разбирательства. Однако, эта мера не возымела должного воздействия и в августе того же года в Усть-Сысольском Временном комитете на одном из заседаний снова возвращаются к проблеме борьбы с самогонокурением. Острая нехватка продовольствия, в первую очередь – хлеба, сахара, зерна (а именно это использовалось в качестве сырья для изготовления самогона), частые жалобы с мест, просьбы к центру помочь с продовольствием, которого, увы, не было, вынудили строже подойти к этому вопросу. Был установлен жесткий контроль над распределением и потреблением продуктов, а так же установить еще более жесткий режим контроля над самогонокурением. В Слободу приходит уведомление о том, что семьи. Занимающиеся самогонокурением будут лишаться продовольственного пайка на время по усмотрению волостного комитета.
    Очень сложным оставалось на протяжение всего 1917 года в Слободе положение с обеспечением населения продовольствием. Было принято решение об оказании помощи особо нуждающимся из фондов, создаваемых Волостным комитетом. Эти резервы создавались за счет прибыли, получаемой от реализации некоторых товаров по более высоким ценам отдельным категориям граждан (например, зажиточным крестьянам, военнопленным немцам-поселенцам), а так же за счет изъятия излишков хлеба у зажиточных слобожан. В Волостном комитете создан был продовольственный отдел, который и ведал всеми этими вопросами. Например, получая от Уездного продовольственного отдела махорку за одну цену, он мог продавать ее дороже (49 руб. 48 коп. за фунт), прибыль шла в пользу продовольственного отдела.
    Для того, чтобы решить проблему с продовольствием, 22 мая 1917 года Волостной комитет разделил слобожан на 3 категории: к первой он отнес семьи, “вполне обеспеченные хлебом до следующего урожая (20 сентября)”. Надо отметить, что таких семей в Слободе было немного. Вторая группа объединяла “не вполне обеспеченных”. Их было больше. И среди них довольно часто возникали трения, по поводу причисления их к зажиточным крестьянам. Они писали жалобы, приводя аргументы и пытаясь доказать то, что они середняки. У середняков излишки хлеба не изымали. Остальные относились к “нуждающимся”. Им по распоряжению Комитета отпускали муку по мешку или пуду в месяц, в зависимости от количества семейства.
    В условиях строгой экономии на каждый вид продовольственных товаров была определена строгая цена. Например, пуд ржаной муки в Слободе стоил 4 рубля. Отпуск продуктов был так же строго нормирован. Белой муки полагалось не более 5 фунтов на человека и стоил мешок такой муки 25 руб. 90 коп. (вместо прежних 24 руб. 50 коп.), разница шла в пользу продовольственного отдела в Волостном комитете. Население требовало доставить ржаную муку и крупчатую, для получения которых был откомандирован один человек в Усть-Сысольск, снаряжена подвода. Он привез 1125 пудов ржаной муки и 100 пудов крупчатки. На одном из весенних заседаний Волостного комитета стоял вопрос о выдаче в ссуду хлеба особо нуждающимся. Данный вопрос был решен положительно.
    В связи с нехваткой хлеба в государстве, нежеланием зажиточных и середняцких хозяйств на полную мощь засевать свои большие наделы (боялись, что излишки опять изымут) Волостному комитету пришлось идти на крайние меры. Был сокращен посевной период до 29 мая (это было, вероятно, связано с тем, чтобы быстрее вернуть на фронт тех солдат, которые получили краткосрочные отпуска на период посевных работ). Правительство, а через него местные органы власти, аргументируя свое указание тем, что в стране не хватает посевных площадей, а имеющиеся расходуются не в полной мере, приказывают крестьянам засеять свои наделы до 29 мая. В случае невыполнения этого постановления до указанного срока, эти поля засевались продовольственным отделом в свою пользу.
    Крайняя нужда населения Слободы обусловила решение Временного волостного комитета обратиться в Усть-Сысольскую управу с требованием прислать с первой отходящей почтой 2 мешка ячной крупы, рожь, пшено, сахар, чай. солод, хмель, махорку. курительную бумагу, спички, дробь, порох, пистоны, косы. Эта просьба слобожан была удовлетворена.
    В условиях продолжавшейся войны, острой нехватки не только продовольствия, но и топлива Петроградский исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов обращается к населению России о помощи. Такое воззвание доходит и до далекой Слободы. Крестьян призывали начать заготовку дров, леса. Подчеркивается, что проводимые мероприятия нацелены исключительно на оборону Родины. После оглашения постановления в Слободе повсеместно стали формироваться лесозаготовительные бригады, специализирующиеся на молевом сплаве леса. Однако вскоре работы были приостановлены. Причиной тому были недоразумения среди рабочих по поводу уклонения от уклонения от поставленной цели. Слухи о том, что население Слободы мешает заготовке дров, дошло до Московского районного уполномоченного по топливу, который незамедлительно прислал приказ, навести порядок среди рабочих и бросить все силы на усиленную рубку и сплав леса. Несомненно, подобные указания всколыхнули волну беспокойства, но принесенная присяга верности Временному правительству, обязывала повиноваться.
    Важным моментом в жизни Слободы в 1917 году стало циркулярное постановление от 14 апреля, которое было рассмотрено на заседании Слободского временного комитета. В целях обеспечения армии и населения мясом и хлебом, а так же в целях получения материалов для земельной реформы, Совет министров постановил произвести сельскохозяйственную поземельную перепись и перепись городов.
    Немного позже на основании закона от 25 марта 1917 года и согласно постановлению Губернского комитета от 7-8 июня 1917 года во всем Усть-Сысольском уезде организовывалось “производство учета отчуждения наличных запасов хлебных продуктов и скота”. Губернским комитетом были утверждены правила о порядке учета и передачи хлеба и скота в распоряжение государства. В соответствии с изложенным Уездная управа откомандировала в Слободу своих инструкторов по технике производства учета хлеба и скота. Буквально в течение нескольких дней агентами была произведена подворная перепись всех наличных запасов. Это производилось обязательно в присутствии не менее 2 представителей из селян. Обнаруженный в ходе переписи излишек хлеба, сверх положенных норм, объявлялся собственностью государства, и домохозяин должен был принять этот хлеб на сохранение до особого распоряжения Продовольственного или волостного комитета, под особую расписку. За возможную растрату хозяин нес строгую ответственность. Давая такую расписку, хозяин указывал на “добровольное выполнение приказа во имя борьбы с доставшейся от прошлого разрухой”.
    Важным в хозяйственном отношении был факт введения самого строго контроля над продажей всех хлопчатобумажных тканей. Нормированная цена не должна быть превышена, виновных в несоблюдении этого положения привлекали к ответственности. На весь Усть-Сысольский уезд было допущено к продаже 63 тыс. аршина этих мануфактурных товаров. В связи с этим в слободу хлопчатобумажная ткань была прислана в расчете – 1 аршин на человека. При этом оговаривалось, что продажа тканей будет осуществляться только за наличный расчет. Плата взималась по первому требованию. Тех же слобожан, которые по различным причинам не могли уплатить за товар, отдавали на попечение Комитета. Здесь определяли, надо выделить средства, как “нуждающемуся”, крестьянину или нет на покупку мануфактурной ткани. Все товары, заказанные через Комитет, слобожане получали только после уплаты задатка. Например, фунт чая стоил 8-10 рублей. В месяц на человека полагалось не более 1: 20 фунта. На всю слободу поступило 30 пудов пороха, который выдавали по количеству населения – на 10 человек отпускали1 фунт пороху по 10 рублей. В кредит никаких товаров не отпускали, требуя погашения прежних задолженностей, если они были. Слобожане, принявшие на хранение или обмен от Комитета семена, за аккуратность вознаграждались премией в 10 копеек. Кроме того, за задолженность в размере 1 пуда ржи Комитет мог взимать 1 руб. 26 коп., за пуд ячменя – 1 руб. 25 коп. О подобных взысканиях сообщалось ежемесячно в уезд. Сахар отпускали по норме лишь за наличный расчет с уплатой дополнительного акциза. Отпуск хлеба к лету был приостановлен, а о соли сообщали из Усть-Сысольска в Слободу, что ее на складах вообще нет.
    Заказ хлеба производился исключительно через волостное земство. Пуд хлеба оценивался в 10 рублей, что по тем прогнозам составляло лишь 50% от будущей стоимости хлеба. Иными словами уже в середине 1917 года ожидалось, что цены на хлеб в скором времени поднимутся наполовину. Кредит на покупку хлеба не предоставлялся. Задатчики, т.е. те слобожане, которые заказывали хлеб, должны были впоследствии хлеб по любой цене, по какой бы не приобретала его Управа. Эти нововведения значительно осложнили жизнь слобожан, и без того нелегкую. Но все же в перипетиях жестокой реальности был один плюс – разрешалось частное предпринимательство. С его помощью крестьяне могли обеспечить себя необходимыми продуктами и товарами. Любой мог заняться каким-то делом. Например, кожевенным, обувным, как это делал один из жителей Слободы, изготавливая обувь на продажу и на заказ. Такого рода занятия позволяли крестьянам иметь дополнительные средства существования, что несколько облегчало их жизнь. Но заметим, занимались дополнительными промыслами далеко не все слобожане.
    Несмотря на все усилия временное правительство не смогло обеспечить страну продовольствием в полном объеме. Не хватало самого необходимого – хлеба, денег. Именно, с целью пополнить во время войны опустевшую казну, Временное правительство издает постановление о реализации “Займа свободы”. Доходит это постановление и до Слободского волостного комитета. 11 мая 1917 года в Слободской волостной комитет поступила просьба из Усть-Сысольского уездного комитета о принятии деятельного участия в распространении среди населения села этого займа. Для этого созданы были специальные подкомиссии, в которые входили люди, пользующиеся доверием граждан и представителей местных интеллигентных сил. В селе велась широкая пропаганда по приобретению государственных облигаций. В ввиду особой государственной важности успеха “Займа свободы” сверху рекомендовалось все возможные свободные общественные и церковные суммы обращать на приобретение облигаций. Причем, государство на бумаге гарантировало своим достоянием означенный “Займ свободы” и давало обещание владельцу облигаций обеспечить высокий процент. В любой момент казначейство обещало принять обратно облигации по подписной цене (не ниже 85 руб. от покупной суммы в 100 руб.). При годовом доходе 6 руб. “Займ свободы” рекомендовали крестьянам, как имеющий ряд выгод и преимуществ. Однако, судя по документам, этот “Займ свободы” среди слобожан не получил большого хождения. Условия займа не были понятны крестьянам и по существу считали крестьяне, что это очередной обман, направленный на выманивание денег. Облигации были слишком дороги для местного населения, чей доход не отличался большими объемами.
    Таким образом, в сложный период между двумя революциями от Февраля до Октября в далекой глубинке на севере, в Коми крае нашли отражение практически все явления общественной и хозяйственной жизни людей, которые имели место в центре. Однако, надо отметить, что на местах все эти изменения происходили значительно спокойнее, нежели в центре. Примером тому может служить село Слобода. Здесь беспрекословно выполнялись все поступающие рекомендации и указания сверху, причем, в очень короткие сроки. Местные сельские руководители и активисты в этом отношении были очень примерны. Трудное положение страны, вызванное участием России в Мировой войне, разрухой, голодом не могло не сказаться и на положении на местах. Как многие жители других населенных пунктов слобожане переживали эти трудности вместе со всей страной. Отголоски революционных событий докатывались и до Слободы, где произошла смена власти (хотя и не коренная перестановка, но новые органы власти должны были служить интересам Временного правительства). Слободской временный комитет выполнял не только функции политические, но и экономические, помогая наладить хозяйственную жизнь в селе.

                    
[Доклады][Краеведение][Предыдущая страница][Оглавление][Следующая страница]

 

 

Hosted by uCoz