Осенне-зимние календарные обряды коми. Общие черты и локальная специфика.
(
по материалам фольклорно-этнографических экспедиций в Удорский, Усть-Куломский, Сысольский районы)

Наумова И.., Республика Коми, Муниципальная средняя полная общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением ряда предметов,
г. Сыктывкар.
, 9 класс

    Деление календарной обрядности на осенне-зимние и весенне-летние циклы весьма условно. За основу деления взяты циклы хозяйственной деятельности человека, с которыми так или иначе, связаны обрядовые и праздничные традиции. Остановлюсь подробнее на описании тех праздников и обрядов осенне-зимнего цикла, по которым мы получили дополнительную или новую информацию в ходе наших этнографических экспедиций в Удорский, Сысольский и Усть-Куломский районы. Из всех праздников выделю только те, которые связаны с хозяйственно-трудовой деятельностью человека: с окончанием полевых и других сельскохозяйственных работ, с возможностью отдохнуть до следующего сезона, сыграть свадьбы, во время долгой осени и зимы переработать и обработать то, что выращено, собрано, произведено в хозяйстве.
    Рубежным в сельскохозяйственном календаре являлся Ильин день, он стоял на рубеже лета и осени. Говорили, что на Илью до обеда лето, а после – осень. С Ильина дня запрещали купаться в реке, говорили, что “олень хвост в воду опустил”, “копыта замочил”, “рога замочил” (записано в селах Глотово и Большая Пысса Удорского района). Ильин день считали концом сенокоса и началом уборки хлебов. Начиная жатву, первый сноп делали поменьше и оставляли его до завершения уборки. На последней полосе оставляли пучок несжатого хлеба – в дар хозяину (хозяйке) поля (божеству), в чем явно прослеживается языческий жертвенный ритуал. Из зерна нового урожая в честь окончания уборки урожая готовили ритуальную еду – кашу. На Удоре ее называют “чарла рок” (“каша серпа”). В селе Глотово нам сообщили, что варили ее в начале уборки урожая: “первый сноп мама домой приносила, на меленке размелет и сварит чарла рок. Тыкает в кашу серпом, приговаривая: “чтоб урожай хороший был, чтоб зерно было, чтоб колос вырос”. Масло в кашу кладут” (Шечева Татьяна Григорьевна, 1924 г.р., с. Глотово). В Глотово же сообщили, что “перед тем, как есть кашу, серпом крест на ней делали”, другой вариант – “Женщины, которые жали хлеб, садились есть кашу в поле и каждая своим серпом тыкала в тарелку. Будто клевала кашу” (записано в Глотово Удорский район).
    Уникальный, известный пока только на Удоре обряд “крош”, связанный с выходом подростка на сенокос и установкой первого зарода. Ставят первый стог сена, готовят ритуальное блюдо, и едят его. “Чтоб работу закончить смогли” (записано в селе Большая Пысса). “У костра выпекают из ячменной муки, замешивают на коровьем масле, делают лепешку. На костре выпекают, протыкают ложкой, чтоб пропеклось. Первый стог поставят, потом и “крош” едим” (Андреева Пелагея Ивановна, 1918 г.р., д. Небдин Пысского с/с). “Костер разведут, на доску лепешку прилепят и на костре жарят. Стог сена поставили – будем “крош” есть. Лепешку в масло накрошат и едят” (Логинова Мария Андреевна, 1926 г.р., с. Большая Пысса, ВФ 0503 –52 ГЦНК).
    Часто на осень приходятся веселые свадьбы, когда урожай убран, работы закончены, амбары и погреба заполнены - можно и гостей звать. На описании коми свадьбы останавливаться не буду. Этот обряд довольно подробно изучен, описан. Хотя во время опросов старожилов этот вопрос задавался и большую информацию мы получили, в том числе записан плач невесты (Попова Глафира Григорьевна,1917 г.р., ур. с. Чернутьево Удорский район). Но умолчать о своеобразном обряде, так же связанном со свадьбой нельзя. О нем рассказала жительница села Большая Пысса Бушенева Тамара Федоровна. Этот обряд назывался "Две сватьи": одна "большая сватья - мать жениха, другая - маленькая - мать невесты. Они встают на большой платок и танцуют припевая. При этом большая сватья держит над головой пустой короб.
    Череду осенних праздников открывал 14 октября нового стиля (1 октября старого стиля) Покров день. Этот праздник считался важной вехой годового цикла. После Покрова начиналось стойловое содержание лошадей, приступали к обмолоту собранного урожая. Женщины начинали обработку льна и конопли. Из летней половины избы переходили в зимнюю. Покров был датой окончания работ по найму на время страды. Охотники начинали после Покрова пушную охоту на белок.
    На зимний период приходится празднование Рождества, Крещения. В зимнее время развлекала себя молодежь посиделками, где успешно сочетали приятное с полезным: отдых с рукоделием. До Святок посиделки носили преимущественно рабочий характер. Собирающиеся на них девушки обязательно брали с собой принадлежности для рукоделия и занимались прядением, вязанием или вышивкой. На посиделки приходили и парни. Помимо работы они пели, плясали, играли.
    31 декабря, накануне Нового года, ставили елку, варили пиво (сур). Подготовка к Новому году совпадала с праздником Модестовым днем (Модес лун). Отмечался этот праздник вскоре после зимнего солнцеворота, когда солнце в зените и день начинает после этого прибывать.
    В целом, в коми праздниках очень заметно тесное переплетение христианских и языческих традиций. Сами Святки, наполненные обрядами и обычаями языческого характера, являются пережитком язычества и органически вплетаются в период между большими христианскими праздниками Рождеством и Крещением (с 7 января по 19 января нового стиля, с 25 декабря по 6 января старого стиля).
    Если судить о народной обрядности коми, связанной с праздниками святочного периода, то помимо христианской символики и прослеживаемых древних языческих воззрений здесь находят свое проявление и календарные обряды. Здесь проявляется некий синкретизм, т.е. поглощение новой религией элементов прежних религий. В календарной обрядности особое место уделялось зимнему солнцевороту, который воспринимался, как победа света над тьмой, это был символ зарождения и пробуждения новой жизни. В традиционном мировоззрении коми зимний солнцеворот воспринимался как явление глобального, космического характера. Это был период одного из главных годовых календарных рубежей. Солнце не просто достигало своего низшего положения на небосклоне, а потом, миновав его, начинало подниматься все выше и выше. Оно как бы рождалось заново, а вместе с солнцем рождался и обновлялся и весь мир. Более того, в это время происходило как бы взаимоприкосновение Верха и Низа, мира людей с иномирами.
    В Рождество было принято ходить по домам и славить Христа. В Большой Пыссе и Глотово (Удорский район) рассказывали, как со звездой ходила молодежь по селу, пели рождественские молитвы (тропари), славили хозяев, те подавали им подарки, угощения. Если славление Христа хождение со звездой - это христианская черта праздника, то начавшиеся в предшествующий ему вечер святочные гадания молодежи уходят корнями в значительно более древние времена. " На Рождество пекли пироги, шаньги, угощали друг друга. Люди красиво одевались, ходили в церковь. Вечерами ходили ряженые, пели песни, им подавали угощение" - вспоминает Есева Александра Ивановна, 1927 г.р., ур. с. Носим Усть-Куломского района (записано в п. Озъяг Усть-Куломского района).
    По вечерам и ночью молодежь гадала. Гадание - это, по мнению Конакова Н.Д., сближение иномиров с миром людей. Это сближение опасно, т.к. человека может унести "туда", если не уберечься. В то же время из него можно извлечь пользу. В иномирах, где живут духи предков, можно узнать о будущем. Для этого достаточно совершить несложные манипуляции с определенными простыми предметами и установить информационную связь этого мира с иными.
    Способы гадания существовали разные, многие из них описаны в литературе, многие напоминают гадания, распространенные среди русского населения. Во время экспедиции мы получили большой материал по гаданиям, но эта информация только подтверждает имеющиеся данные, хотя некоторые гадания самобытны или несут в себе отдельные самобытные черты. Примером может служить описание гадания с лошадью, когда ей завязывали глаза, выводили во двор, перед ней ставили преграду, например, ставили бочку, и если лошадь ее перешагивала, то выйдет девка замуж в этом году, если обойдет, то не выйдет замуж, куда "поведут "лепешки" лошадиные, в той стороне и суженый будет." Это описание нам оставила Попова Глафира Григорьевна, 1917 г.р., ур. с. Чернутьево (Удорский район). Из всех гаданий чаще описывают гадания - " слушать", "смотреть", "страшные гадания", описывают гадания по местоположению: гадания в доме, бане, овине, на перекрестке дорог. Описаны гадания с использованием различных предметов, животных, домашней птицы (петух). На Удоре информанты указывают на гадания с кольцом: в стакан с водой клали кольцо и пристально смотрели на него до тех пор, пока не " видели" в нем суженого. Об использовании кольца при гадании говорили и в селе Вотча (Сысольский район): чтобы увидеть суженого девушки ставили на тарелку с песком или пеплом стакан с водой и клали в него золотое кольцо. После этого " смотрели", ждали изображение в кольце или в поставленном перед стаканом зеркале. О зеркале нам так же довольно часто упоминали информанты, называя его в качестве предмета, необходимого при гадании. Это зеркало, вероятно, становилось своеобразным окном в будущее, после установления связи с потусторонним миром. Во время гаданий с зеркалом, в нарушение всех общепринятых мер защиты жилища от проникновения духов, специально открывали печные заслонки, двери в сени, на улицу и в голбец (подпол). Более смелые девушки гадали в нежилых помещениях дома: клети, сеннике, в голбце, где по поверьям коми жил дух подполья "гобоч айка". Гадать полагалось в таких случаях в одиночку, а само гадание считалось "страшным". Одним из самых распространенных было гадание с помощью звуков, в ходе которого гадающие прислушивались к звукам, стараясь их растолковать. Подслушивали под окнами, и по разговорам судили о судьбе в будущем. Гадали на перекрестках, собирались здесь сами или пригоняли животных и затем их отпускали. Именно на перекрестке дорог в святочном гадании устанавливалась "дорога" - информационная связь с потусторонним миром. При этом подразумевалась реальная опасность, что может возникнуть и действительная "дорога" в иной мир, в результате чего гадающего утащат к себе его обитатели. Чтобы этого не произошло, существовала целая система оберегов. Гадание происходило в замкнутом круге. На снег стелили овчину, коровью или лошадиную шкуру и обводили вокруг нее замкнутую линию, круг, при этом, следя, чтобы даже маленький краешек шкуры не оказался за пределами круга. Для того, чтобы нарисовать круг использовались палки, хлебные ножи. Иногда, сев на шкуру, клали на голову краюшку хлеба или покрывались одеялом или куском ткани (Попова Ия Ивановна, 1932 г.р., ур. Усть-Кулом). В отдельных случаях на голову набрасывали полотенце. В данном случае мы, вероятно, имеем свидетельство того, что хлеб (зерно), ткань (лен), шкуры (домашние животные), т.е. то, с чем непосредственно связана жизнь человека, его занятия, выступает вместе с кругом в качестве оберега, в качестве символа "этой" жизни в противовес "той" - потусторонней. Попов Андрей Яковлевич, 1924 г.р., ур. с. Руч (Усть-Куломский район) рассказывал: "Гадали следующим образом: 5-7 человек шли в лес на перекресток, чертили вокруг себя углем круг и слушали звуки. А был случай, когда с санями пошли на лед (на реку) и очерчивали круг, накрывались в санях и услышали, как кто-то говорил: "Шире", и они чуть не утонули в проруби, которая образовалась". Иногда гадали в хлеву, по животным, по их поведению. Животных использовали при гаданиях не случайно. По народным представлениям, они одарены вещим чутьем и способностью предсказывать будущее. В святочных гаданиях и в гаданиях на Васильев день часто присутствуют домашние животные (лошади, овцы). Девушки с завязанными глазами или же вечером в темноте заходили в загон к овцам и пытались их поймать. Ловили, таким образом, свою судьбу. В Кучмозерье (Глотовского с/с Удорский район) нам подтвердили эту информацию:" В хлеву хватали овец и угадывали - если баран, то будет жених, если овца - то не выйдешь замуж". Гадание с использованием лошади описано было выше (Удорский район). Здесь же, в Глотово указывали на гадание, где выводили лошадь на перекресток трех дорог, закрывали ей глаза, впереди бросали сено в этих направлениях и ждали - в какую сторону пойдет лошадь. Значит там и будет суженый. Когда использовали хлеб при гадании, он иногда выступал оберегом, чтобы не попасть в "потусторонний" мир (клали на голову), а иногда, с ним выходили гадать на улицу. Шечева Татьяна Григорьевна,1924 г.р., с. Глотово (Удорский район) рассказывает: "Шли с шаньгой на улицу, спрашивали имя первого встречного мужчины - такое имя будет и у жениха. Шаньгу отдавали этому мужчине, парню".
    Жители Удоры рассказывали о существовании рождественского персонажа, "нечистой силы" - "Куття войса" (святочные ночные). В том же Глотово говорили, что появляется он только на рождественские праздники, приезжал на "куття доддя" ("куттьиных санях"). Однажды во время опроса прозвучало, что "куття на печке огненной ездит". Этот рождественский дух появлялся с Рождества до Крещения, а затем изгонялся. Данным духом пугали детей, запрещая поздно выходить на улицу: "Не гуляй поздно, унесет куття войса" или, укладывая спать: "Куття войса идет" (куття войса локто). Запрещали также детям кататься в святочный период на санках с крутых речных берегов ("куття войса утащит в прорубь"). Представляли этих духов в виде маленьких человечков, таскающих за собой железные санки, на которых они и увозили свои жертвы. Обязательными святочными увеселениями были шуточные сватовство и женитьба. Сюда можно отнести "припевания невесты" и жениха или когда в шутку от дома парня - "жениха" к дому девушки - "невесты" посыпали солому.
    14 января нового стиля (1 января старого стиля) отмечали Васильев день. Он совпадал с празднованием "Старого Нового года". На Васильев день принято было рядиться, ходить по домам, устраивать разные шуточные козни. Уроженцы с. Кучмозерье (Глотовский с/с Удорский район) Павлова Александра Егоровна 1925 г.р. и Пувкоева Александра Ивановна, 1924 г.р. вспоминали:" Перед Васильевой ночью идешь к кому-то в конюшню. Тайно берешь сани, поднимаешь на гору и скатываешься к реке. На реке сани и бросали. Еще выворачивали оглобли, поленницы разбирали, что попало делали". В Усть-Куломе "на Васильеву ночь не спали, ходили, гадали, чтобы в году больше двигаться" (Попова Ия Ивановна, 1932г.р., Усть-Кулом). Святочными гаданиями и развлечениями занималась в основном молодежь.
    Во всех коми селениях, где была церковь, на реке заранее перед Крещением делали прорубь, рядом с которой устраивался иконостас изо льда, куда пришедшие на освящение воды ставили свои иконы. Иногда прорубь вырезали в виде креста. После утренней литургии шли на реку, на великое освящение воды. После освящения люди умывались в воде, мыли руки. Обязательно надо было сделать это тем, кто участвовал в ряжениях. Будрина Мария Васильевна 1919 г.р., ур. с. Глотово (Удорский район) вспоминает: "Прорубали прорубь в виде креста и в березовые туески набирали воду, ею мылись, пили, кто болеет, того лечили святой водой. На Крещение молодежь каталась на лошадях, которых украшали лентами, колокольчиками. Катали вокруг села всех желающих".
    После Васильева дня и Крещения святочные увеселения шли на убыль. На смену озорному веселью молодежи, зрелищным представлениям, разыгрываемым ряжеными, жутковато-привлекательным таинствам ночных гаданий приходили обычные хозяйственные заботы, наступала пора подготовки к весенне-летнему периоду коми крестьянского годового цикла.
    Таким образом, мы попытались проанализировать некоторые обряды осенне-зимнего цикла, ввести в оборот новые сведения, полученные в ходе школьных этнографических экспедиций. Часть сведений относится к данным подтверждающего характера, но, возможно, и они могут представлять интерес для науки, расширяя ареалы бытования тех или иных обрядов и традиций. Некоторые данные пока уникальны, ранее не встречались, но возможно дальнейшая работа расширит наши знания и выделит какие-то закономерности и в этом вопросе. В работе сделана попытка, раскрыть семантику (смысловое значение) некоторых обрядов, их связь с представлениями людей о живом и потустороннем мире. Сделана так же попытка связать народные праздники, обычаи, традиции с хозяйственной деятельностью человека. Многие обряды и традиции коми имеют схожесть с русскими, но при этом значительная их часть очень самобытна и локальна. Она распространена только у отдельных групп населения, встречается только в определенном ареале (Удора, Верхняя Вычегда, и т.д.). Отмечено сходство в обрядах и традициях между локальными группами населения, мы в этом убедились, посетив и побеседовав со старожилами сел Глотово, Кучмозерье, Большая и Малая Пысса, Чернутьево, Кослан по реке Мезени, села Вотча по реке Сысола, сел Руч, Носим, Ульяново, Усть-Кулом по верхней Вычегде.
    Память о традициях и обычаях, бытовавших давным-давно, сохраняется, но в обыденной жизни за долгие десятилетия сами обычаи и обряды претерпели изменения, на них наложился отпечаток времени. К сожалению, приходится отмечать, что пожилых людей, в возрасте старше 70 лет, которые могли бы сами что-то помнить, а не только по рассказам своих родителей давать информацию, остается все меньше и меньше. Они умирают и уносят с собой ценнейшие сведения прошлого, кладезь народной мудрости. Наша задача - успеть сохранить для потомков еще то, что осталось.

                   
[Доклады][Предыдущий доклад][Этнография][Следующий доклад]