Ыбские сказители
( к вопросу о родовых преданиях вымичей)

Автор: Канева Ирина, 10 класс средняя школа № 37 г. Сыктывкара
Научный руководитель: Канева Т.Н., преподаватель истории, школа № 37 г. Сыктывкара

   Побывав в 2000 году со школьной этнографической экспедицией в Княжпогостском районе (с.с. Турья, Кони, Онежье) автор данного исследования обратил внимание на широкое бытование здесь большого количества родовых преданий. Эти родовые предания автором были объединены в 3 группы:

  1. сказочно-легендарные ("Ош Миш", "Турьинский солдат"),
  2. реликвенные ("Об Ардалионе", "Саш Кэш"),
  3. бытовые ("О роде Кучменевых").

   Каждому из этих родовых преданий присущ некий сказочный налет. Предания, бытующие в том или ином роде, часто переплетаются. В одной и той же семье могут быть и сказочные, и реликвенные, и бытовые предания. Все эти предания историчны, хотя бы потому, что они связаны с историей рода. А из истории отдельных родов создается историческая картина округи. Из истории различных округ складывается история целого государства. Богатство красок, языка, глубина содержания, поэтика, красота слова - все это служит мощным этическим, эстетическим, патриотическим средством воспитания.

   Во многих родовых преданиях вымичей прослеживается попытка объяснить свои истоки, найти корни, связать историю поколений. В селах по реке Выми в отличие, например, от Удоры, Сысолы, Вычегды, значительно чаще встречаются семейные предания, имеющие довольно глубокие корни. В последнее время интерес к своему родословию заметно возрастает у населения. Во многих районах люди ведут активную поисковую работу по восстановлению своего генеалогического древа, используют при этом довольно широко архивный материал. На Выми же мы наблюдаем тенденцию не простого возрождения или воссоздания родового древа, частично утраченного или забытого, а продолжения родословной, которая бережно хранилась в семьях. Здесь, на Выми, пожилые, часто - малограмотные люди, очень легко называют своих предков до 5-6 колена, перечисляя то, что было передано им старшими поколениями. Это и есть родовые предания.

   В 2001 году мы побывали со школьной этнографической экспедицией в Усть-Вымском районе, пограничном с Княжпогостским. Нашей целью было обследование и сбор фольклорного и этнографического материала в населенных пунктах по реке Выми, в ее нижнем течении. Особый интерес вызвали такие села, как Усть-Вымь, Ыбы (5 деревень), Березники. Еще до поездки в данную экспедицию в поле нашего зрения попали материалы Научного архива Коми НЦ УрО РАН по результатам фольклорных и лингвистических экспедиций на р Вымь, в том числе - в деревню Ыбы. Это были сказки, сказания, предания, эпические песни, плачи и.т.п. Нас интересовали фамилии тех сказителей и сказительниц, от которых были записаны эпические песни, опубликованные А.К. Микушевым в книге "Коми народный эпос". Хотелось проследить некоторую родовую связь между ними. Наше внимание привлекли имена таких сказительниц, как Быкова Ирина Федоровна, ее песни "Дас кык ая-пиа" и "Киръян-Варъян багатыр" вошли в золотую сокровищницу коми народного эпоса , а так же имена ибских песенниц и сказочниц Быковой Дарьи Александровны, Быковой Марфы Александровны и Поповцевой Ольги Панкратьевны . Перед нами стояла задача попытаться составить родословнуюэтих исполнительниц, что было очень трудно, т. к. самих их уже давно нет в живых. Нам предстояло найти хоть каких-то родственников, которые могли бы нам рассказать об этих людях, об их судьбах, об их богатейшем духовном наследии. А если они связаны родственными узами - то история данного рода или нескольких родов, и их конкретных представителей, тем более интересна и заслуживает отдельного изучения.

   В данной экспедиции нам несказанно повезло - мы нашли родную внучку Быковой Ирины Федоровны, которая росла и воспитывалась долгое время в доме своих бабушек (сначала по линии матери, затем - по линии отца). Воспоминания Федяевой Эмили Степановны (1936 г.р., ур. д. Быков Ыб Усть - Вымского района) легли в основу данной работы. Эти воспоминания дополнены данными из Научного архива Коми НЦ УрО РАН. Нами проработан аудиофонд ИЯЛИ КНЦ УрО РАН ( экспедиции Микушева, магнитофонные записи 1964 года, на которых звучит живой голос Быковой И.Ф. Огромную помощь оказала Беляева Татьяна Сергеевна, директор Усть-Вымского историко-краеведческого музея, предоставив нам информацию о некоторых известных вымских родах, в том числе и о роде Быковых. Федяева Э.С. эту родословную расширила, и мы сделали для себя немало удивительных открытий. Во-первых, мы выяснили, что все вышеназванные песенницы, сказительницы являются представителями нескольких вымских родов, которые тесно переплелись в кроне одного генеалогического древа (Быковы, Макаровы, Пасынковы, Матвеевы). В данных родах из поколения в поколение передавались замечательные сказы и сказки, песни и предания, сказки с песнями и.т.д. Во-вторых, мы выяснили, что предки вышеперечисленных родов проживали в Казанском и Быковом Ыбах, Березниках, Усть-Выми, на Коквицкой стороне (Усть-Вымский район). В-третьих, мы можем поведать о сложнейшей, но интереснейшей судьбе людей, сохранивших для последующих поколений замечательное богатое духовное наследство.

   Перед нами родословная двух больших ыбских родов, которые корнями своими уходят в глубь веков. Быковы, Макаровы, Пасынковы, Матвеевы - все они с нижней Выми. Представителям этих родов - Ирине и Михаилу, создавшим семью Быковых, суждено было продолжить род Быковых, а Марии и Андрею - род Пасынковых. Их дети - Анна и Степан, связали свою судьбу и дали продолжение роду.

   Чем же привлекает эта родословная? Какие секреты она хранит? О каких судьбах она может поведать?
В ходе школьной этнографической экспедиции в Усть-Вымский район в 2001 году нам удалось собрать интереснейший материал о жизни и судьбе многих представителей данных родов. Это уникальное семейство подарило нам ярких представителей устного народного творчества: сказителей, песенников, носителей великолепных народных традиций. В этом семействе сказки, песни, предания передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Ярчайшей представительницей, носительницей поэтической традиции коми с полным правом можно считать Быкову Ирину Федоровну, сохранившую и подарившую нам знаменитые теперь эпические сказания "Киръян-Варъян богатыр" ( "Богатырь Киръян-Варъян") и "Дас кык ая-пиа" ("Отец и одиннадцать сыновей"), кроме этого от нее было записано полтора десятка (14) различных сказок, сказов и преданий, а так же несколько народных песен.

   Кроме Ирины Федоровны, в роду Быковых пели песни и знали множество сказок, были замечательными сказительницами Быкова Марфа Александровна и Быкова Дарья Александровна, родные сестры мужа Ирины Федоровны - Михаила Александровича. Да и сам Михаил Александрович, по словам его внучки - Федяевой Эмили Степановны, был великолепный рассказчик и сочинитель сказок. В его голове хранилось огромное множество различных историй, случаев (большей частью, на охотничьи темы), которые становились сюжетами неко-торых его сказок. И неудивительно - ведь это был самый известный и уважаемый во всей округе охотник, чьи охотничьи угодья простирались до Чуба, до Шежамки, что недалеко от современной Микуни. Только ему одному со всей деревни удалось одолеть медведя, шкура которого до сих пор является гордостью потомков . Да и в роду Макаровых сохранилось немало народных сокровищ - сказочных и песенных. Знаменитой плакальщицей на всю округу была Поповцева (Макарова) Ольга Панкратьевна. Без нее не обходилась ни одна свадьба, ни одни похороны. Славилась своим сказочным искусством и ее родная сестра Пасынкова (Макарова) Мария Панкратьевна.

   Быковы и Макаровы родились и жили в одном из старинных коми сел, что расположено было в нижнем течении р. Вымь. Правда, в разных его концах - деревнях. Быковы - в Быковом Ыбе, а Макаровы - в Казанском Ыбе. В народе Быков Ыб называют Коми Ыб, а Казанский Ыб - Гора Ыб. Разделяла эти деревни балка да ов-раг. Быковы и Макаровы были соседями, не удивительно, что их дети - Анна и Степан заприметили друг друга, а позднее и поженились. По соседству были еще деревни, входившие в Ыбскую волость - Горелый Ыб ( его в народе называли Сотчем Ыб), Устин Ыб, что в устье лесной речки Ерычки стоял, да Мельничный Ыб, на котором стояли 3 мельницы. Одно из ранних сведений об Ыбах хранится в Пе-реписной книге Яренского уезда 1646 года. Довольно подробно изложены сведе-ния о происхождении Ыбов в книге И.Л. Жеребцова "Где ты живешь" . Деревня Быков Ыб ( Ибская) относилась к Сереговской волости, а все остальные Ыбы и Ероздинская (вместе с Верхним и Нижним Ероздиным) - к Усть-Вымской волости. Всего же в этих деревнях в начале века проживало порядка 1000 человек. Из них в деревне Ибская (Быков Иб) - 177 человек, 67 из которых были дети. По словам Эмили Степановны, ни один ребенок не прошел мимо дома Быковых Ирины Федоровны и Михаила Александровича.

   Сказки, которые рассказывали здесь, привлекали всех от мала до велика. И дом был открыт для всех. Каждый вечер жители Быкова Ыба и соседних деревень стекались сюда. И эти вечера превращались в своеобразный спектакль - монолог одного актера. Этот актер то рассказывал, то пел, его голос звучал то громко, то приглушенно, то совсем сходил на шепот, заворажи-вая слушателей. Этим актером была Ирина Федоровна Быкова или попросту - Иринья. Речь ее лилась мягко, плавно. Она замечательно играла голосом, интона-циями, тембром. Рассказ мог длиться до 2 - 3 часов.

   Вот идет повествование о том, как отец и одиннадцать его сыновей едут на охоту, там их проглатывают вымский и везырский медведи. Младший сын, родившийся после их отъезда, отправляется на их поиски. Он обнаруживает то место, где они остановились, успешно охотится. Прекрасная красавица тайно готовит ему еду, он женится на ней. Затем он встречает кровожадных медведей. Съевших его отца и братьев, и в жестокой схватке побеждает этих медведей. Юноша вспарывает животы им, и оттуда вытаскивает своих родных. С помощью живой воды он их всех оживляет и все вместе благополучно возвращаются домой к матери.

   Сказочное повествование чередовалось песнями, множественными повторами. Благодарных слушателей всегда хватало - дети поднимались на печку к бабушке Иринье, а взрослые располагались в комнате - кто у печки, кто у голбца, кто на лавках. Сидели, слушали, сопереживали сказочным героям Ириньи, боясь прервать ее рассказ или пение. С замиранием сердца слушали и взрослые и дети легенду "Киръян-Варъян багатыр". Уникальный песенный вариант сказки о смелом и мужественном герое, о его богатырских подвигах. Когда напали на землю Русскую недруги, его, Киръяна-Варъяна зовет на помощь русский царь. Герой надевает лыжи, прощается с родными и идет сражаться. Он побеждает грозного врага, и не надо ему ни злата-серебра за свою службу. Повторяться Ирина Федоровна не любила, каждый раз у нее наготове был какой-нибудь новый сюжет.

   С удовольствием слушали односельчане Иринину сказку "Гаврило да Габрело" ( Федяева Эмилия Степановна дает ей немного другое название - "Кирилло да Гаврило"). Здесь идет повествование о похождениях двух братьев. Один - хозяйственный, трудолюбивый, работящий да старательный, а другой - лукавый да ленивый, на дармовщинку падкий. Слушали люди и "Сказ об Алексее - человеке божьем". Этот сказ исполняла Ирина Федоровна в форме духовного стиха. Герой его - Алексей обладал чудесными свойствами. Он умел лечить людей - словами, взглядом, руками. Добро от него шло огромное. Сам же Алексей от судьбы ничего не просил, и полностью поручал ее богу, полагаясь только на справедливый суд. Даже страшные сказки, которые частенько просила рассказать бабушку Иринью ребятня, заканчивались благополучно. Как например, сказка про "Нерма-дядю" . Маленький человечек, с маленькими глазками, с котомкой за плечами, бегает по посудным полкам, стучит по вечерам и пугает маленьких детей. Захотел как-то Нерма-дядя уйти из дома, собрал пожитки, подкрался к двери, прислушался. А на улице пурга, ветер воет, скрип слышен. Не смог через дверь выйти - запер ее Святой дух. Тогда пошел Нерма-дядя к Злому духу, и тот выпустил его через маленькое оконце в темном голбце. Пока длился рассказ, кто-то из слушателей вязал, кто что-то чинил, кто прял. Занятие на вечер всегда в деревне найдется. Иногда Ирину Федоровну заменял ее муж Михаил. Он тоже знал много сказок и умел их рассказывать. В его сказках главные герои были охотники и дикие лесные звери. Главное же действо - это борьба с медведем. Звери у него, как и люди могли говорить, об-ладали разными чертами характера - смелые и трусливые, добрые и злые, простаки и хитрецы. Лес он так же с удовольствием описывал в своих сказках. Да и немудрено - Михаил Александрович сам был великолепный охотник, знаток леса. Он великолепно в нем ориентировался, знал повадки птиц и зверей, знал их тропы и места обитания. В его лесных избушках кучей лежали убитые зайцы, тетерева, куницы. Был Михаил Александрович человеком умелым, мастеровым. Он отлично вла-дел топором и рубанком, строил дома и изготовлял мебель. Его кресла, шкафы, стулья стояли не только дома и у родственников, ими он обеспечивал многих селян. Он работал в Усть-Выми на строительстве домов, в том числе нанимал его из-вестный богатый купец. Строил он и первые здания Сереговского курорта. Работает Михаил от зари до зари, а в обед прибегает к нему дочка Анна, несет обед, заботливо приготовленный женой Ириньей. Уважение и любовь всегда царили в этом доме. С молодости и до самой старости, как говорит Эмилия Степановна, Михаил иначе, как моя "акань" (моя "кукла") свою жену не называл. Их брак был заклю-чен по взаимной любви. И несмотря на то, что к молодой Ирине, жившей в Березниках со своими родителями, сватался другой жених, запугивая Михаила: "Убью, если девку из деревни уведешь" - она предпочла Михаила. Сыграли свадьбу и увез ее из родного дома в Березниках, где родилась в 1883 году и выросла Ирина Федоровна, в Быков Ыб, где всю жизнь и прожила затем эта женщина. За всю свою долгую жизнь ни разу никуда не выезжала Ирина Федоровна. Рядом проходила железная дорога, ходили поезда, была автомобильная дорога, и дети ее разъехались затем по республике, но она упрямо отказывалась куда-либо перемещаться. Родные стены и земля крепко держали ее. Единственно, куда ходила Ирина Федоровна - это до соседней Усть-Выми вместе с мужем, его сестрами, своими детьми и внуками в церковь (она была женщина набожная), ни один церковный праздник пропустить не могла, как не могла пропустить и праздник детства - Вздвиженье. На этот праздник исстари собирался люд со всей округи в родную деревню Ирины Федоровны - Березники. В этот день уходила сказительница со своими детьми - Христиной, Анной, Борисом, Александром, Николаем, а затем и с внуками в свой родовой дом, где жили когда-то ее отец - Федор, мать - Анна, дед - Харлампей. За столом Ирина иногда озорно говорила: "Юны так юны, абу кык лун воштыны" ("Пить так пить - не два дня терять"), поднимая при этом чарку, и позволяя себе единственный раз в году, выпить грамм 50 сура. Дорог был ей этот дом, дороги воспоминания о нем и своих родителях. Ее язык был острым, речь отличалась яр-костью, образностью, красотой. Обычные фразы, используемые в повседневности, из ее уст выходили стихами. Например: "Кыскы куед лымья туед" ("Навоз надо вывозить по снегу"). Ее припевки с удовольствием повторяли на праздниках (смотри приложение - запись игровой песни). Многие другие ее фразы становились афоризмами, превращались в расхожие приговорки, присказки, которые с удовольствием использовали в своей речи односельчане, нередко добавляя при этом: "Тадзi Иринья шуо" ("Так Ирина говорит"). Откуда у простой неграмотной женщины-крестьянки такое живое слово? Откуда у нее такой образный язык, речь? Откуда ее великолепная память, в которой держались сотни песен, сказок, преданий? Эта женщина могла бесконечно рассказывать различные истории, сочинять сказки, перемежая их песнями, не имела ни одного класса за плечами, не прочитала ни одной книжки, даже толком расписываться она так и не научилась. Эмилия Степановна предполагает, что возможно, корни духовного богатства Ирины Федоровны лежат в преданиях, услышанных от бабушки и прабабушки, что были родом с Кок-вицкой горы, с Попкероса или Туискероса, а так же родственники предки по линии Быковых.

   На долю Ирины Федоровны выпала судьба тяжелая, сложная, но она никогда не жаловалась, всегда и ко всем была очень добра. О ней в деревне говорили, "примета такая есть - если Иринью встретишь, то это хороший знак. Как будто свет какой-то добрый исходил из нее". Богатой семья никогда не была, все хозяйство - корова да несколько овец. Но трудились не покладая рук, и соседям да родственникам еще помогать умудрялись. Пятерых детей подняли на ноги, воспитали, всем дали образование. Время не пощадило эту семью, как и многие другие семьи. Два старших сына, Борис и Александр, погибли защищая Родину от немецко-фашистских захватчиков. С фронта они писали письма к своим родным и близким, которые опубликованы в сборнике "1941-1945. Фронтовые письма" . Младший Николай стал бухгалтером, работал в райфинотделе, был очень уважаемым человеком. В Сыктывкаре сейчас живет и младшая дочь Христина. На судьбу старшей дочери Анны так же выпало немало испытаний. Ее муж - Пасынков Степан в 1941 году пропал без вести на фронте. Остались дети - Миля и Нина. Как и других своих внуков приголубили и помогли вырастить Ирина Федоровна и Михаил Александрович. Эмилия Степановна не раз повторяла во время своего рассказа о том, как ей повезло со своей семьей. Какой это был и остался большой и дружный род, гостеприимный и щедрый, хорошо помнящий и глубоко уважающий своих предков.

   Мне кажется, что народ, в котором будет не только течь кровь его предков, но и храниться богатая память о них, никогда не будет обречен на вымирание.


[Доклады][Предыдущий доклад][Этнография][Следующий доклад]
Hosted by uCoz