Слободская Никольская церковь.
Автор –
Сергеева Ксения, 10 класс.
Муниципальная средняя общеобразовательная
школа № 37
г. Сыктывкара, Республика Коми.
Научный руководитель –
Канева Татьяна Николаевна,
преподаватель истории средней школы № 37.
“В
10 верстах от устья реки Сысолы стояло село Слободское, в
коем церковь Богоявления Господня...”, - написал в своих “Дневных
записках” известный русский ученый, академик И.И. Лепехин,
проезжавший в июле 1772 г. через Слободу. Между тем архивные
материалы показывают, что в то время здесь никакой церкви
не было, а упоминаемая И. Лепехиным церковь Богоявленская
церковь находилась в соседнем селе Зеленец. По случайному
недоразумению ученый перепутал бывшую Слободу с зеленцом.
В Зеленце, действительно, в то время стояла каменная церковь
Богоявления Господня. Согласно клировой ведомости Богоявленской
церкви построена она была еще в 1696 г. По названию церкви
именовалась и волость, центром которой был Зеленец (Богоявленская
волость). В нее входила и Слобода.
В церковном же отношении деревня Слобода входила в приход
Усть-Сысольского Троицкого собора. Поэтому для посещения церковных
служб, крещения детей слобожанам приходилось добираться до
Усть-Сысольска за 14 верст (почти 15 км). Небольшая часть
жителей Слободы посещала Богоявленскую церковь. Путь до нее
был не ближе – 10 верст (почти 11 км). В начале XIX века в
Слободе построили “деревянную часовню на каменном фундаменте”.
Службы в ней совершал священник, приезжавший из Усть-Сысольска
по договоренности со слобожанами в дни местных праздников.
Постоянно ездить в Усть-Сысольск или в Зеленец было далеко
и неудобно. Поэтому крестьяне Слободы и ближайших с ней деревень
Веждин, Серт, Ашаев 1 августа (20 июля) 1844 года собрались
в сельской расправе на мирское собрание и решили “испросить
разрешения от начальства из существующей часовни создать временную
церковь через пристройку к ней алтаря”. Все расходы по строительству
они брали на себя. В Усть-Сысольск с прошением был отправлен
слободской крестьянин Кузьма Иванович Сюрвасев. Часовня, о
которой идет речь в документе, видимо, была в Слободе давно.
Мы имеем документ, от августа 1734 года “Опись церквей и церковного
имущества Усть-Сысольской волости”, где говорится , что в
деревне Слободской есть “деревянная во имя Николая Чудотворца”.
Дальше идет перечисление икон, которые здесь были, 9 лампад
зеленой меди, ветхое медное кадило, 3 колокола весом в 1пуд39
фунтов, 1 пуд 30 фунтов, 1 пуд 15 фунтов, 2 хоругви. Документ
обрывается.
Вопрос о строительстве в Слободе церкви решался долго. Властей
прежде всего интересовало “не помешает ли это выплате государственных
податей”. Но разрешение все-таки было получено, и в 1850 г.
начались строительственные работы. В архиве сохранилось упоминание
о ходе строительства. Троицкий священник М. Георгиевский сообщал
настоятелю Троицкого собора В. Кокшарову, что “сумма построения
в деревне церкви на необходимые потребности была жертвована
жителями той деревни, сама церковь строилась общими силами.
Некоторые жители сами от себя нанимали работников, другие
работали из усердия, иные жертвовали материалами. Вся ценность
работ и материалов может простираться до 400 рублей серебром”.
Дальше данные краеведов Кудешова П.и Суворова Е. относительно
даты возведения церкви расходятся, при этом оба ссылаются
на архивные данные. Один говорит, что Слободская Никольская
церковь была деревянной, с колокольней, построена на кирпичном
цоколе из существовавшей часовни с пристройкой алтаря в 1859
году. Другой говорит, что 30 (18) марта 1851 г. Вологодская
Духовная Консистория разрешила освятить новопостроенный храм
в д. Слободе во имя Святителей и Чудотворцев Николая Мирликийского
и Дмитрия Ростовского. После освящения церковь стала именоваться
Николаевской или Никольской. Однако, в декабре 1885 г. она
сгорела. На ее месте в 1888 г. Была выстроена новая. Ее освящение
состоялось 15 (3) декабря.
В
клировых ведомостях сохранилось описание этой церкви. “Здание
церкви деревянное, внутри она отштукатурена, со всех сторон
обшита тесом, под железной крышей, одноэтажная, в одной связи
с колокольней”. Внутри нее было 3 престола. Главный – во имя
Святителя Николая Мерликийского (освящен 1888 г.), второй,
по правую руку – во имя Святого Пророка Ильи (освящен 1890
г.) и третьей, по левую руку – во имя Преподобного Серафима
Соровского (освящен 1907 г.).
Хотя в Слободе и была построена своя церковь, однако, приход
не был образован. Церковь относилась к Усть-Сысольскому Троицкому
собору. Богослужения в ней отправлялись священником, который
приезжал из Усть-Сысольска “в храмовые праздники, а также
нередко в воскресные и праздничные дни по желанию прихожан”.
В 1862 г. слобожане обращались с просьбой разрешить им при
церкви постоянных священника и псаломщика. Такое разрешение
было дано лишь в 1894 г. Был образован приход Слободской церкви.
Священником церкви определили Евгения Ивановича Покровского.
Рукоположение его “во священники всей церкви” состоялось 15
(3) июля 1894 г. Евгений Иванович Покровский стал заведующим
одноклассной церковно-приходской школы, открытой при Николаевской
церкви в этом же году. Евгений Иванович преподавал Закон Божий,
церковному пению в школе обучал местный псаломщик. Псаломщиками
при церкви в разные годы были: Сергий Попов, Василий Попов,
Василий Рогов и Иван Аврамов.
О Сергее Попове известно, что он был псаломщиком Троицкого
собора, приезжал из Усть-Сысольска а Слободу, здесь проводил
службы в церкви и преподавал в школе грамоты, открывшейся
в Слободе в 1889 году.
Есть упоминание о том, что в 1917 году, в момент, когда произошла
Февральская революция в стране, когда в связи с этим начали
происходить изменения и в Усть-Сысольском уезде, “священником
Слободской Николаевской церкви был Александр Козлов”. Так,
сохранился документ, свидетельствующий о том, что он 26 марта
1917 года приводил к присяге вновь избранных членов Слободского
временного комитета. 10 человек давали присягу на верность
Временному правительству, осеняя себя крестным знаменем, что
доказывало их твердость и непоколебимость.
В
1918 году в Слободской церкви вел службы священник Катаев
Василий Иванович, 1882 года рождения, 25 января. Было ему
тогда 37 лет. По делу “Всеобщего военного обучения” и по “учету
лиц, не проходивших военного всеобуча”, Катаев В.И. числится,
как “поп” и зачисляется в “тыловое ополчение”.
Относительно псаломщика Ивана Аврамова известно, что он служил
в Кочпонской церкви, там и жил. Но часто приезжал в Слободу,
где вел службы по праздникам в Никольской церкви. Здесь, в
Слободе. В деревне Веждин, жила его семья – жена с детьми.
У них был дом (на месте современного профилактория), и он
был отцом у знаменитого нашего соотечественника, земляка -
народного артиста Коми АССР и заслуженного артиста РСФСР Ивана
Ивановича Аврамова. Воспоминания о нем сохранил и поведал
нам сосед по деревне (дома стояли рядом), однокашник по школе
у И.И. Аврамова старожил села Коданев Василий Иванович.
Но вернемся к той скупой истории церкви, некоторые страницы
которой постепенно приоткрываются. В соответствии с разрешением
Вологодской Духовной Консистории от 13 (1) мая 1900 г. при
приходском кладбище был построен молитвенный дом - часовня.
И церковь, и часовня были закрыты по постановлению Сыктывдинского
райисполкома на заседании Президиума Коми облисполкома 4 сентября
1935 года. Они были переданы в распоряжение Слободского сельсовета
под межколхозный клуб и избу-читальню.
Есть и страшные страницы в истории нашей бывшей Никольской
церкви. В страшные 30-е годы, когда маховик сталинских репрессий
не щадил никого, когда перегоняли заключенных (возможно из
Верхне-Човской ИТЛ в другие лагеря или наоборот) здание церкви
использовалось для них, как временное помещение. Так, вспоминает
Михаил Павлович Коданев, старожил-слобожанин: “Здесь держали
заключенных. Я жил в метрах 50 от церкви и возле моего двора,
когда гнали заключенных, человек упал, его никто не попытался
поднять, а конвоир просто его заколол штыком”. Он же продолжает:
“ мороз тогда стоял сильный на улице, и когда мы с ребятами
зашли в церковь, то увидели замерзшие трупы узников, сваленные
в углу”.
Старожилы
рассказывают, что закрытая церковь со всеми иконами простояла
до последнего времени и была снесена при строительстве поселка
Эжва в 50-х годах. Сейчас на месте бывшей слободской Николаевской
церкви находится часть стадиона, наша школа располагается
совсем рядом, на том же холме. А внизу прямо из-под земли
продолжает бить источник воды, из которого в свое время брали
воду для церкви.
|