Село Слобода
(странички истории из дореволюционного
прошлого старинного села)


Канев В.А., Киселева М., Сажко И., Республика Коми, г. Сыктывкар,
средняя школа №37, 10-11 класс

В В Е Д Е Н И Е

    В следующем , 1999 году, исполнится ровно 40 лет с того времени, как в болотистую тайгу близ старинного коми села Слобода прибыл небольшой отряд строителей, положивший начало созданию гиганта лесохимии - Сыктывкарского лесопромышленного комплекса? Ровно 40 лет тому назад начало постепенно исчезать с лица земли это старинное село? Под гусеницами бульдозеров рушились и уходили в прошлое старые избы, постройки, пережившие немало исторических событий.
    Еще   в   1968     году    наш     знаменитый         соотечественник:    писатель В.Журавлев-Печерский , писал в статье О прошлом и настоящем с. Слобода: ... чтобы сохранить память народную: историю с. Слобода, необходимо в Эжве открыть историко-этнографический музей ... (1) Для этого предлагалось сохранить традиционную коми избу и оформить там экспозицию по истории с. Слобода. Сначала предлагалось оставить дом знаменитого земляка-слобожанина , бывшего военкома республики В. П. Юркина. В годы Советской власти здесь размещался сельский Совет. Ныне на этом месте расположена столовая санатория-профилактория “Эжва”. (2) В конечном итоге было принято решение - оставить под музей дом, принадлежавший семье Коданевых, располагавшийся на окраине села. Ныне это дом в пятом микрорайоне Эжвы , рядом с гостиницей “Виктория”.
    Исторические данные и экспонаты для музея скурпулезно собирались энтузиастами своего дела, немало положившими сил для организации краеведческой работы, Н. Сухневой и И. Валовой . Их публикации в газетах “Красное знамя”, “Молодежь Севера”, “Огни Вычегды” за 1968-1994 годы были изучены автором доклада и использованы для работы.
    Кроме того, в качестве источника использовались материалы выставки историко-этнографического музея с. Слобода , а так же любезно предоставленный сотрудниками музея архивный материал (документы, воспоминания старожилов-слобожан, фотодокументы), за что автор доклада приносит огромную благодарность. Был просмотрен ряд документов, в том числе писцовые и переписные книги 17 века, где косвенно упоминается и Слобода. Эти материалы были опубликованы Н.Л. Воскобойниковой и М.А. Мацуком в книге “Документы по истории народа коми”.
    В написании реферата использовались выдержки из трудов и газетных публикаций таких авторов, как Мацук М.А. , Рогачев М. Б. , Жеребцов И.Л., Воскобойникова Н.Л., Тентюкова Ф.А.: Митюшева Н., Бородихин Е., Журавлев-Печорский В., Сухнева Н.И., Валова И., и другие.
    Воспоминания старожилов-слобожан: Коданева И.М., Смолевой Л.А., Полиной А.М., Конаковой А., Сюрвасева Н., Юркина Н. Помогли восстановить облик старой Слободы, подтвердили имеющиеся данные о занятиях, обычаях, образе жизни слобожан.
    Целью данной работы является попытка систематизировать и свести воедино те немногочисленные, разбросанные свидетельства об истории дореволюционной Слободы. Попытаться восстановить облик этого старинного села, описать занятия, образ жизни, традиции, обычаи слобожан.

ГЛАВА 1

СТРАНИЧКИ ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА СЛОБОДА.

    Несколько столетий назад на живописнейшем берегу реки Вычегды образовалось село Слобода - пригород Усть-Сысольска. Первое упоминание о нем относится к 1586 году: “Слободка Шульгина, где 6 жилых и 2 пустых двора.[1] Слободки в Коми крае были достаточно редки. В писцовой книге 1608 года их названо всего четыре, среди них - слободка Шульгина, приписанная к погосту Усть-Сысола. Главное отличие слобод состояло в том, что они образовались определенными лицами на основе специальной жалованной грамоты и новопоселенцы в течение нескольких лет пользовались льготами, освобождавшими их от уплаты налогов. В отличие от деревень и починков, слободки иногда были промысловыми поселениями, а не только земледельческими . [2]
   В 1646 году в деревне Слободка Шульгина было 2 жилых и 3 пустых двора, один из жителей носил фамилию Казаков. С чем было связано запустение Слободки - неизвестно. Но к 1678 году в Слободке Шульгинской снова имелось 5 жилых и всего 1 пустой двор. Здесь жили Юрьев, Сюрвасев, Куратов, Старцев, Коданев. [3]
   Судя по документам, в 17 веке Слобода входила в состав Сысольской земли-волости, которая в свою очередь относилась к Яренскому уезду.
    В дальнейшем деревня Слобода начинает разрастаться: в 1719 году здесь насчитывалось 11 дворов, где жили Куратовы, Коданевы, Юркины, Сюрвасевы
[4] В начале 18 века несколько жителей Слободы были взяты на строительство Санкт-Петербурга. Ежегодно для строительства Петербурга по всей стране набиралось 40 тысяч человек. Не мог остаться в стороне и Коми край. В сохранившихся документах обнаружено 32 фамилии земляков, о которых кратко сказано: “Взят в работу в Санкт-Петербурх”. Так, в 1706 году из Коми края в Петербург на строительство была направлена очередная партия работников, среди коорых упоминается мМ.Ф. Коданев из Слободы . [5]
   Относясь к черносошному крестьянству, как и большенство крестьян Коми края, они должны были платить в государственную казну налоги и отрабатывать различные повинности. За расклад и сбор налогов, выполнение повинностей и поддержание правопорядка в волостях -погостах и третях отвечали целовальники, которые выбирались из местного населения сроком на один год.
    По данным переписи в 1747 году в д. Слобода Шульгина жили 144 мужчины (о женщинах данных нет). В последующие годы село строится и количество населения значительно увеличивается. Так, в 1784 году здесь насчитывалось 54 двора, 364 жителя (из них - 160 мужчин и 204 женщины). В 1859 году в селе имелось 52 двора, где проживало 403 жителя (из них - 183 мужчины и 220 женщин).
[6] Здесь имелась каменная церков, о которой, вероятно, писал знаменитый русский путешественник и естествоиспытатель Иван Лепехин. Он в 1771 году, исследуя Север России, писал в своем дневнике: “В 10 верстах от устья Сысолы стояло село Слободское, в коем церковь Богоявления Господня. Великая засуха, продолжавшаяся почти все лето, была гибелью не только для полей, но и для жителей. Не было возможности войти ни в одну крестьянскую избу из=за несносной духоты от больных ... Почти все малолетние вымерли, и наконец, очередь дошла до пожылых людей. Бедственное их состояние тем более было, что они ниоткуда скорой помощи получать не могли, ибо не только в селах и деревнях нету у нас лекарей, да и в самих городах с диогеновым фонарем их не сыщешь”. [7]
   Прежние посады и слободки в 19 веке стали превращаться в села. Характерной чертой их стало быстрое укрепление. В начале века сложились поселения, состоявшие из нескольких сотен дворов. Разрослась и Слобода. В ней уже насчитывалось 70 дворов, где проживало 665 жителей. В начале 20 века, в 1916 году по переписи, в Слободе насчитывался 171 двор, где проживало 708 жителей, из них - 304 мужчины и 404 женщины. Численное превосходство женщин объясняется, возможно тем, что большая часть мужчин в это время была мобилизована на войну. Шла Первая мировая война, среди ушедших слобожан был Юркин Василий Петрович, родившийся в 1886 году. Он прошел войну в чине прапорщика. После Октябрьских событий 1917 года, приняв сторону советской власти, принимал участие в гражданской войне на стороне красных. Был уездным комиссаром. После гражданской войны работал на руководящих постах в Коми АО и Северном крае. [8]
   Коренное население Слободы носило фамилии Полины, Тюрнины, Куришевы, Сюрвасевы, Коданевы, Юркины, Поповы. В переписных книгах начала 20 века встречаются такие фамилии, как Энгорн, Рац, Цаце, Градэ, Вананаг и другие. Накануне революции в Слободе насчитывалось около 300 крестьянских хозяйств, в том числе Коданевы и Юркины составляли 75-80 процентов от всего населения. [9]
   Таким образом, в течение длительного времени проходило становление старинного коми села Слобода. Из маленькой слободки в 16 веке оно к началу 20 века превратилось в довольно крупное село с большим количеством населения ведущим крестьянское хозяйство.

ГЛАВА 2

ПРОГУЛКА ПО СТАРОЙ СЛОБОДЕ

    Село Слободское тянулось от лесной речушки Емвальки вниз по течению реки Вычегды (по коми “Эжва” - “Чистая вода”), от поселений Емваль и Веждино до Слободского рейда, Протяженность его была более 5-6 км в одну улицу, по обе стороны которой простирались засеянные поля, стеной стояли елово-сосновые деревья - места деревенских грибников и ягодников. Слобода состояла из нескольких концов - Катыд-пом (“верхний конец”, “расположенный в верхнем течении реки”) и Кывтыд-пом (“нижний конец”, “расположенный в нижнем течении реки”).
    Село состояло из нескольких деревень, самой крупным из них была сама Слобода. Она находилась в центре и тянулась почти на 2 км. По мнению А.П. Афанасьева, предложенным в “Топонимии Республики Коми”, термин “слобода” обозначает - “населенный пункт с некрепостным населением, освобожденный от уплаты налогов и поборов. [10]
    В нижнем конце села, за кладбищем, была деревня Ягвыв. Здесь в начале 20 века насчитывалось около 30 дворов (по воспоминаниям старожила Коданева И.М.) “ягвыв” - “поселение на бору”. [11] Видимо, деревня располагалась на боровой терассе, или к ней примыкал бор.
    В верхнем конце села была деревня Веждин, где было около 67 дворов. В словаре дается несколько переводов “веж” - “святой”, “зеленый”, “развалина, развилка, перекресток”. Есть близкое по звучанию - “вис” - “проток из о ых сооружений постепенно складывается прибрежно-рядовой тип застройки, при котором жилые избы вытянуты в 1-2 ряда вдоль береговой линии .[16] Через село проходила дорога, выбитая скотом и телегами, тонущая в пыли. Осенью и весной от дождя и талого снега ее “развозило”: “Улицы в весеннее и осеннее время становились малопроезжими” (из воспоминаний старожила Полиной А.М.). За околицей, по верхней террасе проходила главная дорога - тракт, связывавший Усть-Сысольск с Яренском. Здесь (по воспоминаниям А.М. Бессоновой ) была ямская станция, позднее почта.
    “Село стояло на высоком красивом берегу над рекой. По склонам высокого берега росли деревья, кустарники. Чуть выше - располагались поля, где выращивали овощные и зерновые культуры. Еще выше стояли дома слобожан, окнами выходя на реку. От каждого дома вниз, к реке тянулась своя тропинка. По ней спускались за водой или к лодке, или полоскать белье” (из воспоминаний Конаковой А.)
    В дореволюционной Слободе имелось волостное правление, во главе со старейшиной и сельским писарем, пароходная стоянка. Имелась в селе лавка, принадлежащая купцу Суворову, где торговали продовольственными и промышленными товарами. Эта лавка располагалась в деревянном небольшом доме, расположенном неподалеку от церкви. Ныне на этом месте - спорткомплекс “Бумажник”. Здесь продавались хлеб, соль, сахар, чай, масло, рыба, из промышленных товаров - ситец , одежда, обувь и керосин. За неимением средств крестьяне покупали только продовольственные товары, да и то по праздничным дням. Сахару брали 200 грамм, крупы - 400 грамм, сушек 300-400 грамм, а белого хлеба вообще не видели. [17]
    Позднее в Слободе возникла: крестьянский комитет общественной взаимопомощи, потребительское общество, почта. [18]
    Поодаль от церкви (вспоминает Никулин Л.Ф.), ближе к берегу Серт-полоя стояла пекарня, которая впоследствии сгорела. Ныне на этом месте восточный край стадиона. Так же здесь после революции откроется изба-читальня, участок милиции, сельсовет.
    Слободская церковно-приходская начальная школа была открыта в 1895 году. Размещалась она в частном доме. За два года силами общественности была поставлена небольшая изба, в которой и разместилась начальная школа. Здесь было четыре класса, в которых обучалось 50-60 ребятишек, но заканчивать эту школу приходилось немногим.[19]
    По воспоминаниям Коданева И.М., дети обучавшиеся в школе были плохо одеты: их платья, штаны и рубашки были из холста. Ситцевые вещи надевали только в праздничные дни. Старая школа находилась напротив лавки Суворова, через дорогу, на склоне возвышенности. Это был 2-х этажный деревянный дом.
    Ныне на этом месте железобетонная лестница, спускающаяся к Дворцу спорта (из воспоминаний старожила Никулина Л.Ф.).
    К началу 20 века в Слободе не было даже медпункта. Один-единственный в округе фельдшер принимал больных в Зеленце. Он обслуживал больных в радиусе 15 км. Когда он приезжал в Слободское волостное правление, то обслужить всех заболевших слобожан не было возможности. Отсутствие медицинской помощи, высокая детская смертность, которые так поразили русского путешественника в 17 веке, сохранялись и два века спустя.[20]
    Итак, наша “прогулка по исчезнувшему селу” показала, что до революции оно было довольно большим, и по протяженности, и по количеству населения. В планировке, застройке проявляются многие черты, характерные для других коми деревень, расположенных по Вычегде и Сысоле. Эта схожесть видна и в жилищном строительстве, и в церковном. Не могла эта схожесть не проявиться и в занятиях и образе жизни слобожан.
    Экономика Слободы, как и всего дореволюционного Коми Края, была крайне слабой, в ней преобладало натуральное хозяйство. Большую часть потребностей крестьяне удовлетворяли своим собственным трудом: из древесины делали предметы домашнего обихода, одежду шили из холста и домотканного сукна собственного изготовленния. Первые поселяне и следующие поколения слобожан заботливо обрабатывали свои крохотные участки земли, сеяли рожь и ячмень, частично возделывали лен, из которого ткали холст и шили для себя одежду.
    Животноводство так же имело место у слобожан, но как и у других коми по Сысоле и Вычегде, оно играло второстепенную роль. Разводили в основном крупный рогатый скот, овец, лошадей. Часть крестьян, в свободное время промышляла охотой и рыбной ловлей.
    Часть крестьян-умельцев промышляли ремеслами, которые так же приносили определенный доход. Слободские бондари, так же, как и выльгортские гончары, славились на всю округу. В начале века здесь выделкой деревянной посуды для продажи занимались до 30 человек. Мастера бондарного дела из древесины различных пород (ели, сосны, березы, ольхи, осины) изготавливали кружки, жбаны для воды и кваса, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойники и другую деревянную утварь. Работали бондари в течение зимы и продавали свою продукцию на Усть-Сысольском базаре и других ярмарках. [21]

                
[Доклады][Предыдущий доклад][Краеведение][Следующий доклад]