Село Слобода
(странички истории из дореволюционного
прошлого старинного села)
Канев В.А., Киселева М., Сажко И., Республика
Коми, г. Сыктывкар,
средняя школа №37, 10-11 класс
В В Е Д Е Н И Е
В следующем , 1999 году, исполнится
ровно 40 лет с того времени, как в болотистую тайгу
близ старинного коми села Слобода прибыл
небольшой отряд строителей, положивший начало
созданию гиганта лесохимии - Сыктывкарского
лесопромышленного комплекса? Ровно 40 лет тому
назад начало постепенно исчезать с лица земли
это старинное село? Под гусеницами бульдозеров
рушились и уходили в прошлое старые избы,
постройки, пережившие немало исторических
событий.
Еще в 1968
году наш знаменитый
соотечественник:
писатель В.Журавлев-Печерский , писал в статье О
прошлом и настоящем с. Слобода: ... чтобы сохранить
память народную: историю с. Слобода, необходимо в
Эжве открыть историко-этнографический музей ... (1)
Для этого предлагалось сохранить традиционную
коми избу и оформить там экспозицию по истории с.
Слобода. Сначала предлагалось оставить дом
знаменитого земляка-слобожанина , бывшего
военкома республики В. П. Юркина. В годы Советской
власти здесь размещался сельский Совет. Ныне на
этом месте расположена столовая
санатория-профилактория “Эжва”. (2) В конечном
итоге было принято решение - оставить под музей
дом, принадлежавший семье Коданевых,
располагавшийся на окраине села. Ныне это дом в
пятом микрорайоне Эжвы , рядом с гостиницей
“Виктория”.
Исторические данные и экспонаты для
музея скурпулезно собирались энтузиастами
своего дела, немало положившими сил для
организации краеведческой работы, Н. Сухневой и
И. Валовой . Их публикации в газетах “Красное
знамя”, “Молодежь Севера”, “Огни Вычегды” за
1968-1994 годы были изучены автором доклада и
использованы для работы.
Кроме того, в качестве источника
использовались материалы выставки
историко-этнографического музея с. Слобода , а
так же любезно предоставленный сотрудниками
музея архивный материал (документы, воспоминания
старожилов-слобожан, фотодокументы), за что автор
доклада приносит огромную благодарность. Был
просмотрен ряд документов, в том числе писцовые и
переписные книги 17 века, где косвенно
упоминается и Слобода. Эти материалы были
опубликованы Н.Л. Воскобойниковой и М.А. Мацуком в
книге “Документы по истории народа коми”.
В написании реферата использовались
выдержки из трудов и газетных публикаций таких
авторов, как Мацук М.А. , Рогачев М. Б. , Жеребцов
И.Л., Воскобойникова Н.Л., Тентюкова Ф.А.: Митюшева
Н., Бородихин Е., Журавлев-Печорский В., Сухнева
Н.И., Валова И., и другие.
Воспоминания старожилов-слобожан:
Коданева И.М., Смолевой Л.А., Полиной А.М.,
Конаковой А., Сюрвасева Н., Юркина Н. Помогли
восстановить облик старой Слободы, подтвердили
имеющиеся данные о занятиях, обычаях, образе
жизни слобожан.
Целью данной работы является попытка
систематизировать и свести воедино те
немногочисленные, разбросанные свидетельства об
истории дореволюционной Слободы. Попытаться
восстановить облик этого старинного села,
описать занятия, образ жизни, традиции, обычаи
слобожан.
ГЛАВА 1
СТРАНИЧКИ ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА
СЛОБОДА.
Несколько столетий назад на
живописнейшем берегу реки Вычегды образовалось
село Слобода - пригород Усть-Сысольска. Первое
упоминание о нем относится к 1586 году: “Слободка
Шульгина, где 6 жилых и 2 пустых двора.[1] Слободки в Коми крае были
достаточно редки. В писцовой книге 1608 года их
названо всего четыре, среди них - слободка
Шульгина, приписанная к погосту Усть-Сысола.
Главное отличие слобод состояло в том, что они
образовались определенными лицами на основе
специальной жалованной грамоты и новопоселенцы
в течение нескольких лет пользовались льготами,
освобождавшими их от уплаты налогов. В отличие от
деревень и починков, слободки иногда были
промысловыми поселениями, а не только
земледельческими . [2]
В 1646 году в деревне
Слободка Шульгина было 2 жилых и 3 пустых двора,
один из жителей носил фамилию Казаков. С чем было
связано запустение Слободки - неизвестно. Но к 1678
году в Слободке Шульгинской снова имелось 5 жилых
и всего 1 пустой двор. Здесь жили Юрьев, Сюрвасев,
Куратов, Старцев, Коданев. [3]
Судя по документам, в 17
веке Слобода входила в состав Сысольской
земли-волости, которая в свою очередь относилась
к Яренскому уезду.
В дальнейшем деревня Слобода начинает
разрастаться: в 1719 году здесь насчитывалось 11
дворов, где жили Куратовы, Коданевы, Юркины,
Сюрвасевы [4] В начале 18 века
несколько жителей Слободы были взяты на
строительство Санкт-Петербурга. Ежегодно для
строительства Петербурга по всей стране
набиралось 40 тысяч человек. Не мог остаться в
стороне и Коми край. В сохранившихся документах
обнаружено 32 фамилии земляков, о которых кратко
сказано: “Взят в работу в Санкт-Петербурх”. Так,
в 1706 году из Коми края в Петербург на
строительство была направлена очередная партия
работников, среди коорых упоминается мМ.Ф.
Коданев из Слободы . [5]
Относясь к черносошному
крестьянству, как и большенство крестьян Коми
края, они должны были платить в государственную
казну налоги и отрабатывать различные
повинности. За расклад и сбор налогов, выполнение
повинностей и поддержание правопорядка в
волостях -погостах и третях отвечали
целовальники, которые выбирались из местного
населения сроком на один год.
По данным переписи в 1747 году в д.
Слобода Шульгина жили 144 мужчины (о женщинах
данных нет). В последующие годы село строится и
количество населения значительно увеличивается.
Так, в 1784 году здесь насчитывалось 54 двора, 364
жителя (из них - 160 мужчин и 204 женщины). В 1859 году в
селе имелось 52 двора, где проживало 403 жителя (из
них - 183 мужчины и 220 женщин). [6] Здесь
имелась каменная церков, о которой, вероятно,
писал знаменитый русский путешественник и
естествоиспытатель Иван Лепехин. Он в 1771 году,
исследуя Север России, писал в своем дневнике: “В
10 верстах от устья Сысолы стояло село Слободское,
в коем церковь Богоявления Господня. Великая
засуха, продолжавшаяся почти все лето, была
гибелью не только для полей, но и для жителей. Не
было возможности войти ни в одну крестьянскую
избу из=за несносной духоты
от больных ... Почти все малолетние вымерли, и
наконец, очередь дошла до пожылых людей.
Бедственное их состояние тем более было, что они
ниоткуда скорой помощи получать не могли, ибо не
только в селах и деревнях нету у нас лекарей, да и в самих городах с диогеновым
фонарем их не сыщешь”. [7]
Прежние посады и слободки
в 19 веке стали превращаться в села. Характерной
чертой их стало быстрое укрепление. В начале века
сложились поселения, состоявшие из нескольких
сотен дворов. Разрослась и Слобода. В ней уже
насчитывалось 70 дворов, где проживало 665 жителей.
В начале 20 века, в 1916 году по переписи, в Слободе
насчитывался 171 двор, где проживало 708 жителей, из
них - 304 мужчины и 404 женщины. Численное
превосходство женщин объясняется, возможно тем,
что большая часть мужчин в это время была
мобилизована на войну. Шла Первая мировая война,
среди ушедших слобожан был Юркин Василий
Петрович, родившийся в 1886 году. Он прошел войну в
чине прапорщика. После Октябрьских событий 1917
года, приняв сторону советской власти, принимал
участие в гражданской войне на стороне красных.
Был уездным комиссаром. После гражданской войны
работал на руководящих постах в Коми АО и
Северном крае. [8]
Коренное население
Слободы носило фамилии Полины, Тюрнины, Куришевы,
Сюрвасевы, Коданевы, Юркины, Поповы. В переписных
книгах начала 20 века встречаются такие фамилии,
как Энгорн, Рац, Цаце, Градэ, Вананаг и другие.
Накануне революции в Слободе насчитывалось
около 300 крестьянских хозяйств, в том числе
Коданевы и Юркины составляли 75-80 процентов от
всего населения. [9]
Таким образом, в течение
длительного времени проходило становление
старинного коми села Слобода. Из маленькой
слободки в 16 веке оно к началу 20 века
превратилось в довольно крупное село с большим
количеством населения ведущим крестьянское
хозяйство.
ГЛАВА 2
ПРОГУЛКА ПО СТАРОЙ СЛОБОДЕ
Село Слободское
тянулось от лесной речушки Емвальки вниз по
течению реки Вычегды (по коми “Эжва” - “Чистая
вода”), от поселений Емваль и Веждино до
Слободского рейда, Протяженность его была более
5-6 км в одну улицу, по обе стороны которой
простирались засеянные поля, стеной стояли
елово-сосновые деревья - места деревенских
грибников и ягодников. Слобода состояла из
нескольких концов - Катыд-пом (“верхний конец”,
“расположенный в верхнем течении реки”) и
Кывтыд-пом (“нижний конец”, “расположенный в
нижнем течении реки”).
Село состояло из нескольких деревень,
самой крупным из них была сама Слобода. Она
находилась в центре и тянулась почти на 2 км. По
мнению А.П. Афанасьева, предложенным в
“Топонимии Республики Коми”, термин “слобода”
обозначает - “населенный пункт с некрепостным
населением, освобожденный от уплаты налогов и
поборов. [10]
В нижнем конце села, за кладбищем, была
деревня Ягвыв. Здесь в начале 20 века
насчитывалось около 30 дворов (по воспоминаниям
старожила Коданева И.М.) “ягвыв” - “поселение на
бору”. [11] Видимо, деревня располагалась на
боровой терассе, или к ней примыкал бор.
В верхнем конце села была деревня
Веждин, где было около 67 дворов. В словаре дается
несколько переводов “веж” - “святой”,
“зеленый”, “развалина, развилка, перекресток”.
Есть близкое по звучанию - “вис” - “проток из о
ых сооружений постепенно складывается
прибрежно-рядовой тип застройки, при котором
жилые избы вытянуты в 1-2 ряда вдоль береговой
линии .[16] Через село проходила дорога, выбитая
скотом и телегами, тонущая в пыли. Осенью и весной
от дождя и талого снега ее “развозило”: “Улицы в
весеннее и осеннее время становились
малопроезжими” (из воспоминаний старожила
Полиной А.М.). За околицей, по верхней террасе
проходила главная дорога - тракт, связывавший
Усть-Сысольск с Яренском. Здесь (по воспоминаниям
А.М. Бессоновой ) была ямская станция, позднее
почта.
“Село стояло на высоком красивом
берегу над рекой. По склонам высокого берега
росли деревья, кустарники. Чуть выше -
располагались поля, где выращивали овощные и
зерновые культуры. Еще выше стояли дома слобожан,
окнами выходя на реку. От каждого дома вниз, к
реке тянулась своя тропинка. По ней спускались за
водой или к лодке, или полоскать белье” (из
воспоминаний Конаковой А.)
В дореволюционной Слободе имелось
волостное правление, во главе со старейшиной и
сельским писарем, пароходная стоянка. Имелась в
селе лавка, принадлежащая купцу Суворову, где
торговали продовольственными и промышленными
товарами. Эта лавка располагалась в деревянном
небольшом доме, расположенном неподалеку от
церкви. Ныне на этом месте - спорткомплекс
“Бумажник”. Здесь продавались хлеб, соль, сахар,
чай, масло, рыба, из промышленных товаров - ситец ,
одежда, обувь и керосин. За неимением средств
крестьяне покупали только продовольственные
товары, да и то по праздничным дням. Сахару брали
200 грамм, крупы - 400 грамм, сушек 300-400 грамм, а
белого хлеба вообще не видели. [17]
Позднее в Слободе возникла:
крестьянский комитет общественной взаимопомощи,
потребительское общество, почта. [18]
Поодаль от церкви (вспоминает Никулин
Л.Ф.), ближе к берегу Серт-полоя стояла пекарня,
которая впоследствии сгорела. Ныне на этом месте
восточный край стадиона. Так же здесь после
революции откроется изба-читальня, участок
милиции, сельсовет.
Слободская церковно-приходская
начальная школа была открыта в 1895 году.
Размещалась она в частном доме. За два года
силами общественности была поставлена небольшая
изба, в которой и разместилась начальная школа.
Здесь было четыре класса, в которых обучалось 50-60
ребятишек, но заканчивать эту школу приходилось
немногим.[19]
По воспоминаниям Коданева И.М., дети
обучавшиеся в школе были плохо одеты: их платья,
штаны и рубашки были из холста. Ситцевые вещи
надевали только в праздничные дни. Старая школа
находилась напротив лавки Суворова, через
дорогу, на склоне возвышенности. Это был 2-х
этажный деревянный дом.
Ныне на этом месте железобетонная
лестница, спускающаяся к Дворцу спорта (из
воспоминаний старожила Никулина Л.Ф.).
К началу 20 века в Слободе не было даже
медпункта. Один-единственный в округе фельдшер
принимал больных в Зеленце. Он обслуживал
больных в радиусе 15 км. Когда он приезжал в
Слободское волостное правление, то обслужить
всех заболевших слобожан не было возможности.
Отсутствие медицинской помощи, высокая детская
смертность, которые так поразили русского
путешественника в 17 веке, сохранялись и два века
спустя.[20]
Итак, наша “прогулка по исчезнувшему
селу” показала, что до революции оно было
довольно большим, и по протяженности, и по
количеству населения. В планировке, застройке
проявляются многие черты, характерные для других
коми деревень, расположенных по Вычегде и Сысоле.
Эта схожесть видна и в жилищном строительстве, и
в церковном. Не могла эта схожесть не проявиться
и в занятиях и образе жизни слобожан.
Экономика Слободы, как и всего
дореволюционного Коми Края, была крайне слабой, в
ней преобладало натуральное хозяйство. Большую
часть потребностей крестьяне удовлетворяли
своим собственным трудом: из древесины делали
предметы домашнего обихода, одежду шили из
холста и домотканного сукна собственного
изготовленния. Первые поселяне и следующие
поколения слобожан заботливо обрабатывали свои
крохотные участки земли, сеяли рожь и ячмень,
частично возделывали лен, из которого ткали
холст и шили для себя одежду.
Животноводство так же имело место у
слобожан, но как и у других коми по Сысоле и
Вычегде, оно играло второстепенную роль.
Разводили в основном крупный рогатый скот, овец,
лошадей. Часть крестьян, в свободное время
промышляла охотой и рыбной ловлей.
Часть крестьян-умельцев промышляли
ремеслами, которые так же приносили определенный
доход. Слободские бондари, так же, как и
выльгортские гончары, славились на всю округу. В
начале века здесь выделкой деревянной посуды для
продажи занимались до 30 человек. Мастера
бондарного дела из древесины различных пород
(ели, сосны, березы, ольхи, осины) изготавливали
кружки, жбаны для воды и кваса, ведра, колодезные
бадьи, ушаты, подойники и другую деревянную
утварь. Работали бондари в течение зимы и
продавали свою продукцию на Усть-Сысольском
базаре и других ярмарках. [21] |