|
Саш
Кэш
(по материалам школьной этнографической экспедиции 2000 года
в Княжпогостский район Республики Коми)
Автор – Клыкова Кира, 8 класс,
Муниципальная средняя школа №37 с углубленным
изучением ряда предметов,
г. Сыктывкар, Республика Коми.
Научный руководитель – Канева Т.Н.,
преподаватель истории
средняя школа №37 г. Сыктывкара.

Я нахожусь в сельском краеведческом музее, что расположен в с. Турья
Княжпогостского района. Сюда я попала с этнографической экспедицией
школьников. Мое внимание привлекает стенд, на котором расположена
фотография женщины в монашеском одеянии, а рядом, написанные на
холсте две иконы: “Голубь” и “Ангел”. Кто эта женщина? Какова ее
судьба? Что связывает ее с историей с. Турьи?
И я начинаю поиск. Свидетельства, воспоминания старожилов
села, очень редкие факты, нашедшие отражение в газетах – стали источниками
для написания данной работы.
Моя задача: проследив весь жизненный путь, включая
и тяжелые 30-е годы, попытаться восстановить историю судьбы, раскрыть
образ этой необычной женщины.
Речь пойдет о Сухаревой Александре Петровне (1880 –
9.11.1968 гг), которую в селе чаще называли “Саш Кэш”.
Моим главным информатором являлась Шлопова Ольга Степановна,
1922 г.р., ур. с. Турья Княжпогостского района, а также старожилы
Бабикова Вера Ивановна, 1916 г.р., Сырчикова Александра Ивановна,
1928 г.р., Федорова Анна Ивановна и другие. Кроме того, использовались
данные ряда статей, помещенных в районной газете “Княжпогостские
вести” и газете “Эском”.
Сухарева Александра Петровна – уроженка с. Турья Княжпогостского
района, точная дата ее рождения не установлена, но год известен
– 1880. Родилась она в большом и дружном семействе, родоначальником
которого был человек по имени Кэш – Иван Андреевич Сокерин (Онь
Вань), крестьянского роду-племени. Бытует в роду Сухаревых предание,
что их предок воевал в Отечественной войне 1812 года, а когда вернулся
после 25 лет службы, позабыл и коми язык. На вопросы отвечал “Кош
как кош” (хошь как хошь). Так и прозвали его на селе “Кэш”, а прозвище
прикрепилось и детям и внукам. Даже родовой дом называют селяне
“Кэш ярд”. В армии Сокерин Иван Андреевич поменял свою фамилию и
вернулся оттуда уже Сухаревым. Взял себе эту фамилию Иван на память
о службе и командире своем Сухареве. Так и появилась фамилия Сухарев
в с. Турья. Затем женился на соседке - девушке, что была намного
его моложе и пошли у них дети. Родились три сына: Изосим, Петр и
Иван.
Об Онь Ване сложено предание, что передается в роду
– сказка о “Турьинском солдате”, известна она только в Турье и Конях.
Главный герой этой сказки – Кэш, великолепный охотник, медвежатник.
Шло время, отец старился, сыновья вырастали.
У сына Петра родились две дочери: Агафья и Александра.
Росли совсем непохожие друг на друга. Александра молчаливая была,
тихая, все больше в сторонке находилась. Со сверстниками мало бегала,
очень хотела учиться, любила читать книги.
Как
только открылся Кылтовский Крестоводвиженский монастырь, она попросила
отца отправить ее туда. Было ей тогда 15 лет. В монастыре она сначала
была послушницей, пела на клиросе, – очень быстро заметили ее хороший
голос. А еще у нее проявился здесь необыкновенный дар к живописи.
Она хорошо рисовала, и от монастыря ее отправили учиться в Киев,
в Киево-Печорскую лавру, где она постигала в течение двух лет азы
живописи. Затем Александра возвращается в Кылтово, в монастырь и
пишет здесь иконы, расписывает саваны. Это у нее получалось лучше,
чем у других монахинь. В монастыре матушку Александру звали “Саня
Вымская”.
Писала Александра и картины на бытовые темы, дарила
их подругам-монахиням, когда приезжала в Турью, привозила иконы
родственникам. Один из первых ее работ “Голубь” и “Ангел” чудом
уцелели и сохранились до наших дней. Обе работы выполнены на холсте.
Вспоминается рассказ одного из монахов Ульяновского мужского монастыря,
услышанный во время этнографической экспедиции в Усть-Куломский
район в 1999 году. Показывая иконы и рассказывая о храмах, он сказал,
что часть икон была прислана в Ульяновский монастырь из Кылтово,
там были женщины, которые хорошо писали иконы и одну из них “Иисус
Христос” он нам показал, она так же написала на холсте. Может и
эта работа принадлежит кисти Александры Петровны Сухаревой. Стиль
исполнения очень похож.
Ольга Степановна Шлопова вспоминает, что в их доме
от Саш Кэш тоже оставалось несколько икон, выполненных на досках,
но они утеряны, есть две иконы в Ухте, в Княжпогосте.
О.А. Фатеева, бывшая монахиня Кылтовского монастыря вспоминает:
“Была среди нас матушка Александра (ее звали “Саня Вымская”), она
саваны разрисовывала. Лучше ее погребальные саваны никто в округе
расписывать не умел. Она была единственной такой умелицей по всей
Коми”. Жила в строгости, постоянно работала, молилась. Каждой из
послушниц и монахинь старалась добро сделать, доброе слово молвить.
В монастыре ее очень уважали, и положение, видимо, она занимала
видное.
Вспоминает О.С. Шлопова: “Однажды в селе был неурожай
большой, а Кылтовский монастырь продавал зерно. Мы на подводах поехали
туда за зерном. Нас гостеприимно встретили, накормили, поставили
лошадей в стойло, определили место в общежитии на ночевку, мы решили
найти нашу Саш Кэш, и разыскали ее. Она была в своей келье, рисовала
иконы, радостно нас встретила. А монахини с уважением ей подносили
чай в чашке и булочки, и нас она угостила чаем с булкой”.
Если просчитать ее годы жизни, то получается картина:
в 1880 году – родилась Александра Петровна Сухарева;
в 1895 году – попала в монастырь;
в 1923 году – монастырь закрыли, а монахинь разогнали.
Александре Петровне тогда было уже 43 года, 28 лет она прожила в
монастыре, из них 26 лет – в Кылтово и 2 года – в Киево-Печорской
лавре.
С приходом большевиков для Кылтовского монастыря начались
черные дни. Монастырь был закрыт, монахини разогнаны, документация
уничтожена, церковь разорена, пропали и картины и иконы монахини
Александры. А сама “Саня Вымская” после разорения обители прошла
обычный путь, характерный для многих людей, посвятивших свою жизнь
служению богу – допросы, камеры, лагерь. Вот об этом-то периоде
жизни Сухаревой Александры Петровны практически ничего неизвестно,
т.е. 20-летний отрезок жизни, пока покрыт тайной. Родственники ничего
об этом рассказать не могут, да и сама Александра Петровна видно
не любила об этом говорить. У той же Фатеевой О.А. есть упоминание
о некой монахине Александре, которая после разорения, как и многие
другие пошла с сумой по свету. Упоминает Фатеева О.А. Ибскую церковь
(монастырь), куда попадает часть монахинь, в том числе и эта Александра.
Говорит она и об Верхне-Човской тюрьме, куда так же часть монахинь
попала. Возможно, здесь речь идет о другой Александре, последующая
работа в архиве, возможно, дает какие-то новые сведения.
Точно известно, что в послевоенные годы, после долгих мытарств,
приехала Александра Петровна Сухарева на родину, в с. Турья, было
ей тогда за 60 лет. Своего дома нет, но есть много родственников,
да и просто добрых людей. И звали ее здесь теперь просто “Саш Кэш”.
Федорова Анна Ивановна вспоминает: “Жила Саш Кэш у
нас где-то 7-8 лет. Это была родная тетка моего отца Ивана Изосимовича.
Ласковая, добрая была. Звала нас детей только: “Марьюшка” да “Аннушка”.
Маме моей помогала красить в доме”.
Шлопова О.С. подтверждает: “И у нас она жила два года, отцу моему
Степану Изосимовичу она приходилась родной теткой”.
Из воспоминаний Сырчиковой Александры Ивановны, 1928
г.р.: “А.П. была у нас хорошей соседкой. Жили очень дружно. Она
у нас мылась в бане, а когда холодно было – она жила у нас. Водилась
с моим сыном, очень любила его, а мужа моего жалела, всегда встречала
с работы, пекла пироги. У нее была в избушке плохая печка – она
и праздникам всегда пекла просвирки у нас (“поспор”), уносила их
в церковь, когда церковь еще работала. Варила кашу и всегда говорила
нам: “Вспоминайте меня кашей. Добрая очень была женщина”. Потом
купила (или сельсовет ей предоставил) маленькую избушку-развалюху
на отшибе села.
Бабикова
Вера Ивановна, 1916 г.р. вспоминает: “Монашка Сухарева жила в Турье
в своем доме под горой и все время она рисовала иконы, очень красивые.
Она обещала мне подарить одну икону, но не успела – умерла”.
Жизнь ее, конечно, была очень трудной, но никто из
рассказчиков не говорит о том, чтобы Александра Петровна жаловалась
на что-то или когда-то сердилась, она умела прощать людские грехи
и молилась за всех людей.
Сельсовет пенсии ей не назначал, детей у нее не было,
так и жила, перебиваясь еле-еле. Но на судьбу не роптала, приходила
в семьи, где рождались дети, умирали люди, – крестила, отпевала,
раздавала свои иконы, расписывала саваны, изготавливала венчики,
читала молитвы. Даже когда церковь в Турье закрыли, продолжали к
ней люди приходить за помощью. Крестила и отпевала дома. За это
ее кормили-поили, с собой давали продукты, денег немного, оставляли
у себя пожить. Ходила А.П. по деревням, вся округа ее знала, приглашали
в Кони, Онежье, Жигановку. А уж православные праздники: Рождество,
Крещение, Пасха и др. Без нее не обходились, и крестные ходы – так
же.
Черная одежда, глухой плат на голове, вечно опущенный взор, - идет
по селу строгая, отрешенная. К такой обратиться боязно. Но люди
ее знали, подходили без опаски. По всей Выми от Княжпогоста до Ветью
хорошо знали ее, приезжали к ней за советом.
Так уж повелось исстари, – люди пожилые устанавливали
нравственный уровень жизни села. Как бы не внедряли новые обычаи
приезжие горожане, а жители все равно тянулись и слушали своих стариков
и старух. Для тех же нравственным камертоном была матушка Александра.
Упрека в ее взгляде боялись, слезного сожаления о греховном поступке.
Перед смертью она попросила, чтобы похоронили ее на
Турьинском кладбище, на родовом месте рядом с двоюродным братом
Сухаревым Степаном Изосимовичем. Говорила при этом: “Придут дети,
внуки и правнуки помянуть его, и меня заодно помянут. А я и рада
буду”.
9 ноября 1968 года в возрасте 88 лет в своем домике
скончалась Александра Петровна Сухарева, ушла тихо, спокойно, но
свет и добро, которое она несла людям остались, как осталась память
об этой удивительной женщине.
|