Археологические памятники села Вотча (Сысольский район)
(к истории археологического изучения данного района).


Канева И., Республика Коми, Муниципальная средняя полная общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением ряда предметов,
г. Сыктывкар.
, 8 класс

    Село Вотча одно из древнейших коми селений. Наличие "чудского городища" близ села свидетельствует о том, что люди жили здесь не позднее 10-11 веков. Вотча впервые упоминается в "Вычегодско-Вымской летописи" под 1384 годом: там говорится, что в тот год епископ Стефан Пермский построил храмы "монастырские ж на Вотче и на Еренском городке, поставил игумены, попы и диаконы в оных". Вероятно, уже тогда Вотча была довольно крупным (по тем временам) населенным пунктом и имела важное административное значение на Сысоле, иначе Стефан Пермский не избрал бы ее для строительства монастыря. Более подробные сведения о Вотче относятся к концу 16 века. Тогда Вотча являлась административным центром обширной Сысольской земли (территория современных Сысольского и Сыктывдинского районов). Именно с Вотчи начинается описание сысольских волостей 1586 года. В 1856 году близ селения находился "город Вотча" - укрепленный городок, построенный, вероятно, в 15 веке для того, чтобы укрывать окрестное население от вражеских набегов вятчан. там же хранилось оружие. В 16 веке нападения прекратились, городок за ненадобностью пришел в негодность ("29 городен сгнили, перила и кровля обвалялись и тайник завалился"). Такую справку мы имеем в историко-демографическом справочнике о Вотче. Действительно, село древнее. И не только письменные источники указывают на это, но и археологические памятники, находящиеся в окрестностях села, являются свидетельством далекой старины. Рассказы и предания местных жителей так же дополняют картину существования древнего очага человеческой жизни в данном районе. Комплексное исследование позволяет определить более точно картину заселения этого региона, хронологические рамки, общие и специфические черты, характеризующие здешнее население и позволят более полно восстановить историю этого населенного пункта, одного из немногих в крае, непосредственно связанного с именем Стефана Пермского.

    Мы побывали в Вотче с школьной археолого-этнографической экспедицией в 1992 и 1999 годах. Принимали участие в раскопках Вотчинского могильника и городища Гуль-Чунь. параллельно проводился опрос местного населения, интересовались древними преданиями и легендами о происхождении села, о легендарной чуди, интересовала топонимика местных окрестностей.

    В своем докладе я хочу дать характеристику Вотчинского археологического комплекса, включающего три разновременных памятника. Вещественные материалы, полученные в ходе археологических раскопок городища Гуль-Чунь, Карйил, Вотчинского могильника позволяют судить о старинном происхождении данного села и подтверждают те немногочисленные письменные данные, которые дошли до наших дней.

    Кроме того, хотелось бы привести те легенды и предания, которые так или иначе указывают на некоторые исторические моменты в прошлом села. От местных жителей была услышана легенда о том, что некогда здесь жили чуды. Жила чудь на Карйиле и Карчикягйыле. между обитателями этих поселений шла борьба. Состоялось сражение и погибших чудей похоронили в ямах на Карчикягйыле. В 1970 году Прилузско-Сысольский археологический отряд Коми филиала Академии Наук СССР проводил разведочные и раскопочные работы в окрестностях села Вотча. Были проверены, указанные местными жителями ямы, называемые "чудь гу" (чудские ямы). В ямах ничего не оказалось, но рядом на бору были обнаружены следы стоянки древних людей. Определить время существования этой стоянки сложно ввиду незначительного вещественного материала (кремневые отщепы и кремневая ножевидная пластина). Но уже сам этот факт говорит о том, что данная местность была облюбована древними предками коми давно. Поведали жители и такую легенду: " Стефан плыл на каменном плоту вверх по Сысоле. Остановился возле села Вотчи. Местное население очень удивилось его, увидевши чудо такое. А он сказал, что надо ставить здесь храм, это святое место". Из этого повествования следует, что до принятия христианства, до Стефана Пермского здесь уже жили люди, и по всей видимости это был не самый, по тем временам, маленький населенный пункт. Раз Стефан Пермский принимает решение ставить здесь церкви. Значит, существовало здесь что-то до 14 века, до того времени как появилась письменность у коми, и появились письменные упоминания о Вотче.

    Вот здесь как раз должен представить определенный интерес памятник, который раскапывался при участии наших школьников в этом году - это городище Гуль-Чунь.Оно расположено у деревни Ягдор на высоком берегу Сысолы. Городище было открыто в 1939 году сотрудником Коми краеведческого музея П.Д. Степановым. Он датировал памятник по найденным немногочисленным вещам (железный нож, стеклянная бусина и пр.) 15-16 веками. В 1997 году была проведена разведка сотрудником КНЦ УрО РАН А.Р. Игушевым, выявлено местоположение памятника, взят подъемный материал. В 1999 году начались планомерные работы по спасению этого разрушающегося памятника. Большая часть его утрачена, осыпалась в реку, обрыв. "Гуль-Чунь" в переводе "чертов палец" : с ним связаны так же многочисленные легенды и предания, как "бежал Омоль по берегу реки и вся его орда бежала, и теряли они свои пальцы" - вот и валяются они по берегам рек доныне. действительно, место, около Гуль-Чуня усыпано белемнитами, "чертовыми пальцами", а само городище по своей конфигурации очень напоминает такой "чертов палец". Городище окаймляет четко выраженный, довольно высокий вал и глубокий ров. Вал расположен подковкой, в самой высокой точке достигает 2,5 метров. У въезда на городище расположена глубокая яма, судя по задернованности и растущим деревьям, она, возможно, относится к данному памятнику. В ходе раскопок были вскрыты 5 хозяйственных ям и часть жилого сооружения. Вещевой материал достаточно богат и разнообразен, что крайне редко встречается на памятниках поселенческого типа. многие вещи являются датирующими, в частности - шумящие бронзовые подвески - в виде птички и умбоновидная датируются 12-13 веками. Они имеют аналогии на памятниках Древней Руси. Почти идентичные изделия встречены на памятниках Вымской археологической культуры. две бронзовые грибовидные пуговицы, стеклянная ребристая голубая бусина так же датируются 13-14 веками, такую же датировку имеет железный замок, украшенный волнистым узором. он имеет прямые аналогии в древнем Новгороде и указывает, на вероятную связь уже в то время с древним Новгородом. Таким образом, весь комплекс вещей позволяет предположить, что городище относится к 13-14 века. Не исключено, что это то "чудское городище", упоминаемое в Вымско-Вычегодской летописи. Если дальнейшие изыскания в Вотче и раскопки данного городища подтвердят это, то, вероятно, это может стать сенсацией.

    Еще один интереснейший памятник в Вотче - это средневековый могильник, раскопки которого проводились под руководством канд. ист. наук Истоминой Т.В., которые проводились в 1992, 1993 годах. Упоминания о чудских ямах, и находках вещей, черепов неподалеку от городища Карыбйив были зафиксированы Э.А. Савельевой в 1970 году. В 1986 году могильник был обнаружен Истоминой Т.В., затем начались его планомерные раскопки. Памятник разрушен земляными работами. В ходе раскопок было вскрыто 3 относительно нетронутых погребения. Захоронения совершались по способу ингумации, сопровождающий материал довольно многочисленный и разнообразный. Интересны орудия труда - топоры, тесла, ножи. Из украшений найдено много бусин, серебряная круглая бляха, серебряные монеты, бронзовые и серебряный браслет, разнообразные поясные накладки. В коллекции могильника имеется так же бронзовая плоская литая культовая бляха в пермском зверином стиле. Найдены на могильнике бронзовые шумящие подвески - биконьковая и фигурная. По мнению Истоминой Т.В. большинство находок могильника находит аналогии в комплексах 10-11 веков. Среди средневековых могильников Вычегодского бассейна Вотчинский занимает особое место. Его отличают совершенно нетипичные топографические условия, отсутствие биобрядности (трупосожжение и трупоположение) и выраженной роли огня в погребальном ритуале, возможно, полное отсутствие фрагментации инвентаря в обряде. Раскопки Вотчинского могильника позволяют подойти к решению проблемы происхождения народа коми, расширяют знания о путях проникновения иноплеменного населения на территорию Европейского Северо-Востока, о погребальном обряде, хронологии заселения этого края. Анализ материалов, полученных во время раскопок могильника позволил Истоминой Т.В. сделать вывод о том, что в 10-11 веках сысольское население еще не испытывает сильного славянского и прибалтийско-финского влияния, оно еще достаточно самобытно. А жители городища Гуль-Чунь, существовавшего несколько позже (13-14 в.в.), уже это влияние на себе ощутили (в частности новгородское).

    Вернемся к легендам и преданиям, которые охватывают более поздние события и вероятно, относятся ко времени возникновения и существования городища Карйил. Местность, где это городище находятся старики называли "железными воротами". Может быть потому так называли, что это был укрепленный городок, недоступный неприятелю. И действительно, имеющиеся на сегодняшний день археологический и письменный материал позволяет отнести этот памятник к осадным городкам, упоминающимся в письменных источниках. По мнению Савельевой Э.А., занимающейся исследованием Вотчинского городища и других осадных городков на территории Коми края, этот памятник относится к 16 веку. Сопоставляя результаты археологических исследований и имеющееся описание Вотчинского городка можно предположить, что оборонительная стена состояла из рубленых городней. В верхней части стены располагался крытый боевой ход. Вещевой материал городища относительно разнообразен. Интерес представляют бронзовая поясная пряжка и бронзовая круглая накладка со штифтиком. Интересно бронзовое писало и сошник. Найдена здесь серебряная монета с надписью "Князь Иван Великий". Такая монета не могла проникнуть в Коми край ранее 15 века, так же как писало - ранее 14 века, пока не было письменности у коми. По мнению Савельевой Э.А. основной функцией осадных городков типа Вотчинского была не оборона, хотя ее нельзя исключать, а сбор различных повинностей, выполнение различных других государственных мероприятий. К концу 16 века, возможно городок пришел в запустение, здесь позднее были поставлены новые церкви: Стефана Великого Чудотворца и Афанасия Великого. Церкви были деревянные. В 19 веке в Вотче строится рядом с местом, где было городище Карыйил, каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И уже новыми легендами обрастает село: " Была в Стефановской церкви главная икона с ликом Стефана Пермского и рама золотая с драгоценными каменьями. Чтоб это спрятать от "антихристов", раму сняли и закопали, а где - неизвестно". "Колокола с церкви были сняты, и чтоб не достались красноармейцам были отвезены и утоплены в болоте". Еще одно распространенное предание, что "от церкви к реке существовал подземный ход. Он связывал городище с церковью", другие говорят, что "подземный ход существовал на городище и выводил к реке". В этом году нам поведали, что "церковь каменная имеет три этажа. Нижний находится под землей".

    Таким образом, изучение и сопоставление Вотчинского археологического комплекса в совокупности с этнографическими данными, с письменными источниками, имеющимися в нашем распоряжении позволяют судить о Вотчинском историческом комплексе, существовавшем издревле. Коренное местное население постепенно попадало под влияние соседнего народа - славянского. Данные археологии это подтверждают. Дальнейшие археологические, этнографические работы, поиск новых письменных источников, возможно, в будущем еще шире раскроет страницы истории данного населенного пункта.

                
[Доклады][Предыдущий доклад][Археология][Следующий доклад]