Археологические
памятники села Вотча (Сысольский район)
(к истории археологического изучения
данного района).
Канева И., Республика Коми, Муниципальная
средняя полная общеобразовательная школа №37 с
углубленным изучением ряда предметов,
г. Сыктывкар., 8 класс
Село Вотча одно из древнейших коми селений. Наличие "чудского
городища" близ села свидетельствует о том, что люди жили здесь
не позднее 10-11 веков. Вотча впервые упоминается в "Вычегодско-Вымской
летописи" под 1384 годом: там говорится, что в тот год епископ
Стефан Пермский построил храмы "монастырские ж на Вотче и на
Еренском городке, поставил игумены, попы и диаконы в оных".
Вероятно, уже тогда Вотча была довольно крупным (по тем временам)
населенным пунктом и имела важное административное значение на Сысоле,
иначе Стефан Пермский не избрал бы ее для строительства монастыря.
Более подробные сведения о Вотче относятся к концу 16 века. Тогда
Вотча являлась административным центром обширной Сысольской земли
(территория современных Сысольского и Сыктывдинского районов). Именно
с Вотчи начинается описание сысольских волостей 1586 года. В 1856
году близ селения находился "город Вотча" - укрепленный
городок, построенный, вероятно, в 15 веке для того, чтобы укрывать
окрестное население от вражеских набегов вятчан. там же хранилось
оружие. В 16 веке нападения прекратились, городок за ненадобностью
пришел в негодность ("29 городен сгнили, перила и кровля обвалялись
и тайник завалился"). Такую справку мы имеем в историко-демографическом
справочнике о Вотче. Действительно, село древнее. И не только письменные
источники указывают на это, но и археологические памятники, находящиеся
в окрестностях села, являются свидетельством далекой старины. Рассказы
и предания местных жителей так же дополняют картину существования
древнего очага человеческой жизни в данном районе. Комплексное исследование
позволяет определить более точно картину заселения этого региона,
хронологические рамки, общие и специфические черты, характеризующие
здешнее население и позволят более полно восстановить историю этого
населенного пункта, одного из немногих в крае, непосредственно связанного
с именем Стефана Пермского.
Мы побывали в Вотче с школьной археолого-этнографической
экспедицией в 1992 и 1999 годах. Принимали участие в раскопках Вотчинского
могильника и городища Гуль-Чунь. параллельно проводился опрос местного
населения, интересовались древними преданиями и легендами о происхождении
села, о легендарной чуди, интересовала топонимика местных окрестностей.
В своем докладе я хочу дать характеристику Вотчинского археологического
комплекса, включающего три разновременных памятника. Вещественные
материалы, полученные в ходе археологических раскопок городища Гуль-Чунь,
Карйил, Вотчинского могильника позволяют судить о старинном происхождении
данного села и подтверждают те немногочисленные письменные данные,
которые дошли до наших дней.
Кроме того, хотелось бы привести те легенды и предания, которые
так или иначе указывают на некоторые исторические моменты в прошлом
села. От местных жителей была услышана легенда о том, что некогда
здесь жили чуды. Жила чудь на Карйиле и Карчикягйыле. между обитателями
этих поселений шла борьба. Состоялось сражение и погибших чудей
похоронили в ямах на Карчикягйыле. В 1970 году Прилузско-Сысольский
археологический отряд Коми филиала Академии Наук СССР проводил разведочные
и раскопочные работы в окрестностях села Вотча. Были проверены,
указанные местными жителями ямы, называемые "чудь гу"
(чудские ямы). В ямах ничего не оказалось, но рядом на бору были
обнаружены следы стоянки древних людей. Определить время существования
этой стоянки сложно ввиду незначительного вещественного материала
(кремневые отщепы и кремневая ножевидная пластина). Но уже сам этот
факт говорит о том, что данная местность была облюбована древними
предками коми давно. Поведали жители и такую легенду: " Стефан
плыл на каменном плоту вверх по Сысоле. Остановился возле села Вотчи.
Местное население очень удивилось его, увидевши чудо такое. А он
сказал, что надо ставить здесь храм, это святое место". Из
этого повествования следует, что до принятия христианства, до Стефана
Пермского здесь уже жили люди, и по всей видимости это был не самый,
по тем временам, маленький населенный пункт. Раз Стефан Пермский
принимает решение ставить здесь церкви. Значит, существовало здесь
что-то до 14 века, до того времени как появилась письменность у
коми, и появились письменные упоминания о Вотче.
Вот здесь как раз должен представить определенный интерес памятник,
который раскапывался при участии наших школьников в этом году -
это городище
Гуль-Чунь.Оно расположено
у деревни Ягдор на высоком берегу Сысолы. Городище было открыто
в 1939 году сотрудником Коми краеведческого музея П.Д. Степановым.
Он датировал памятник по найденным немногочисленным вещам (железный
нож, стеклянная бусина и пр.) 15-16 веками. В 1997 году была проведена
разведка сотрудником КНЦ УрО РАН А.Р. Игушевым, выявлено местоположение
памятника, взят подъемный материал. В 1999 году начались планомерные
работы по спасению этого разрушающегося памятника. Большая часть
его утрачена, осыпалась в реку, обрыв. "Гуль-Чунь" в переводе
"чертов палец" : с ним связаны так же многочисленные легенды
и предания, как "бежал Омоль по берегу реки и вся его орда
бежала, и теряли они свои пальцы" - вот и валяются они по берегам
рек доныне. действительно, место, около Гуль-Чуня усыпано белемнитами,
"чертовыми пальцами", а само городище по своей конфигурации
очень напоминает такой "чертов палец". Городище окаймляет
четко выраженный, довольно высокий вал и глубокий ров. Вал расположен
подковкой, в самой высокой точке достигает 2,5 метров. У въезда
на городище расположена глубокая яма, судя по задернованности и
растущим деревьям, она, возможно, относится к данному памятнику.
В ходе раскопок были вскрыты 5 хозяйственных ям и часть жилого сооружения.
Вещевой материал достаточно богат и разнообразен, что крайне редко
встречается на памятниках поселенческого типа. многие вещи являются
датирующими, в частности - шумящие бронзовые подвески - в виде птички
и умбоновидная датируются 12-13 веками. Они имеют аналогии на памятниках
Древней Руси. Почти идентичные изделия встречены на памятниках Вымской
археологической культуры. две бронзовые грибовидные пуговицы, стеклянная
ребристая голубая бусина так же датируются 13-14 веками, такую же
датировку имеет железный замок, украшенный волнистым узором. он
имеет прямые аналогии в древнем Новгороде и указывает, на вероятную
связь уже в то время с древним Новгородом. Таким образом, весь комплекс
вещей позволяет предположить, что городище относится к 13-14 века.
Не исключено, что это то "чудское городище", упоминаемое
в Вымско-Вычегодской летописи. Если дальнейшие изыскания в Вотче
и раскопки данного городища подтвердят это, то, вероятно, это может
стать сенсацией.
Еще один интереснейший памятник в Вотче - это средневековый
могильник, раскопки которого проводились под руководством канд.
ист. наук Истоминой Т.В., которые проводились в 1992, 1993 годах.
Упоминания о чудских ямах, и находках вещей, черепов неподалеку
от городища Карыбйив были зафиксированы Э.А. Савельевой в 1970 году.
В 1986 году могильник был обнаружен Истоминой Т.В., затем начались
его планомерные раскопки. Памятник разрушен земляными работами.
В ходе раскопок было вскрыто 3 относительно нетронутых погребения.
Захоронения совершались по способу ингумации, сопровождающий материал
довольно многочисленный и разнообразный. Интересны орудия труда
- топоры, тесла, ножи. Из украшений найдено много бусин, серебряная
круглая бляха, серебряные монеты, бронзовые и серебряный браслет,
разнообразные поясные накладки. В коллекции могильника имеется так
же бронзовая плоская литая культовая бляха в пермском зверином стиле.
Найдены на могильнике бронзовые шумящие подвески - биконьковая и
фигурная. По мнению Истоминой Т.В. большинство находок могильника
находит аналогии в комплексах 10-11 веков. Среди средневековых могильников
Вычегодского бассейна Вотчинский занимает особое место. Его отличают
совершенно нетипичные топографические условия, отсутствие биобрядности
(трупосожжение и трупоположение) и выраженной роли огня в погребальном
ритуале, возможно, полное отсутствие фрагментации инвентаря в обряде.
Раскопки Вотчинского могильника позволяют подойти к решению проблемы
происхождения народа коми, расширяют знания о путях проникновения
иноплеменного населения на территорию Европейского Северо-Востока,
о погребальном обряде, хронологии заселения этого края. Анализ материалов,
полученных во время раскопок могильника позволил Истоминой Т.В.
сделать вывод о том, что в 10-11 веках сысольское население еще
не испытывает сильного славянского и прибалтийско-финского влияния,
оно еще достаточно самобытно. А жители городища Гуль-Чунь, существовавшего
несколько позже (13-14 в.в.), уже это влияние на себе ощутили (в
частности новгородское).
Вернемся к легендам и преданиям, которые охватывают более поздние
события и вероятно, относятся ко времени возникновения и существования
городища Карйил. Местность, где это городище находятся старики называли
"железными воротами". Может быть потому так называли,
что это был укрепленный городок, недоступный неприятелю. И действительно,
имеющиеся на сегодняшний день археологический и письменный материал
позволяет отнести этот памятник к осадным городкам, упоминающимся
в письменных источниках. По мнению Савельевой Э.А., занимающейся
исследованием Вотчинского городища и других осадных городков на
территории Коми края, этот памятник относится к 16 веку. Сопоставляя
результаты археологических исследований и имеющееся описание Вотчинского
городка можно предположить, что оборонительная стена состояла из
рубленых городней. В верхней части стены располагался крытый боевой
ход. Вещевой материал городища относительно разнообразен. Интерес
представляют бронзовая поясная пряжка и бронзовая круглая накладка
со штифтиком. Интересно бронзовое писало и сошник. Найдена здесь
серебряная монета с надписью "Князь Иван Великий". Такая
монета не могла проникнуть в Коми край ранее 15 века, так же как
писало - ранее 14 века, пока не было письменности у коми. По мнению
Савельевой Э.А. основной функцией осадных городков типа Вотчинского
была не оборона, хотя ее нельзя исключать, а сбор различных повинностей,
выполнение различных других государственных мероприятий. К концу
16 века, возможно городок пришел в запустение, здесь позднее были
поставлены новые церкви: Стефана Великого Чудотворца и Афанасия
Великого. Церкви были деревянные.
В 19 веке в Вотче строится рядом с местом, где было городище Карыйил,
каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И уже новыми
легендами обрастает село: " Была в Стефановской церкви главная
икона с ликом Стефана Пермского и рама золотая с драгоценными каменьями.
Чтоб это спрятать от "антихристов", раму сняли и закопали,
а где - неизвестно". "Колокола с церкви были сняты, и
чтоб не достались красноармейцам были отвезены и утоплены в болоте".
Еще одно распространенное предание, что "от церкви к реке существовал
подземный ход. Он связывал городище с церковью", другие говорят,
что "подземный ход существовал на городище и выводил к реке".
В этом году нам поведали, что "церковь каменная имеет три этажа.
Нижний находится под землей".
Таким образом, изучение и сопоставление Вотчинского археологического
комплекса в совокупности с этнографическими данными, с письменными
источниками, имеющимися в нашем распоряжении позволяют судить о
Вотчинском историческом комплексе, существовавшем издревле. Коренное
местное население постепенно попадало под влияние соседнего народа
- славянского. Данные археологии это подтверждают. Дальнейшие археологические,
этнографические работы, поиск новых письменных источников, возможно,
в будущем еще шире раскроет страницы истории данного населенного
пункта.
|