Ярким и самобытным проявлением
народного прикладного искусства является мезенская роспись. Происхождение
ее до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность,
примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей
искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов
и в наскальных рисунках (петроглифах).
Для мезенской росписи характерны контурные, графические
фигуры живописных, фигуры птиц с ярко выраженными S-образным контуром.
Характерной особенностью росписи
является многоярусность. Почти на каждой мезенской прялке выделяются
три яруса, причем, в нижнем и среднем главными фигурами представляются
кони (олени), в верхнем – птицы.
По всей вероятности, выделенные ярусы соответствуют
трем мирам – подземному, наземному и небесному. Представления о
трех мирах широко бытовало у мезенских коми, как и у многих других
народов.
Возможен и другой подсчет изображаемых на прялках
ярусов. Если принять во внимание геометрические ряды, разделяющие
рассмотренные выше ярусы, то получится семиярусное деление прялки.
Число 7, так же, как и 3, характерно для представлений о вертикальном
делении мира. Прялки всегда связаны с семейной жизнью, а следовательно
– с продолжением жизни, с судьбой. Неспроста, прялка была непременным
подарком жениха невесте. Нить, которую пряла женщина в дальнейшем
на этой прялке, так же символизировала жизнь, судьбу.
Отдельно остановимся на конях, часто изображаемых
на прялках и других предметах, где используется мезенская роспись.
На мезенских прялках, окрашенные одна - в черный, другая - в красный
цвет, лошади, нередко, следуют друг за другом. Олицетворяя при этом,
по всей видимости, загробный и сущие миры. О том, что кони эти неземного
происхождения, свидетельствуют многочисленные солярные знаки, помещенные
над гривами, между ног и под ногами животных. Большинство коней
имеет в росписи красно-оранжевую окраску. Туловища черных коней
покрывались нередко сплошным решетчатым узором, подчеркивающим их
необычное происхождение. Противоестественно – длинные и тонкие ноги
лошадей завершались на концах изображением перьев.
Нередко кони изображались не следующими друг
за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях
нарисованы борющиеся друг с другом всадники.
На верхней стороне мезенских прялок узор более устойчив, чем на
внутренней. В средней ее части почти всегда изображены два ряда
бегущих друг за другом лошадей или оленей. Обычно узор строится
таким образом, что один из рядов состоит целиком из фигур лошадей,
другой – из фигур оленей. Нередко оба ряда заполнены однородными
фигурами коней, реже – оленей. В каждом ряду мастер помещал три
или четыре фигуры животных, так, что всего в обоих рядах помещалось
соответственно 6 или 8 фигур. Изображения животных довольно однообразны.
Красно-оранжевые силуэты коней и оленей образуются из трех частей:
прямоугольного туловища, длинной вытянутой шеи и морды. Грива, четыре
длинные ноги и хвост дорисовывались черными тонкими штрихами. Вокруг
коней и оленей размещались многочисленные солярные знаки и птицы,
указывающие на неземное происхождение животных. В верхнем и нижнем
ярусах лицевой стороны прялок помещались изображения птиц, символизировавших
верхний и нижний миры. Ярусы – миры разделялись горизонтальными
полосами, заполненными геометрическим, рапортным (повторяющимся)
узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из
одноименных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой
узор выглядит необычным, оригинальным. Мастера сочетали элементы
геометрического орнамента по-разному. Все эти геометрические ряды
рисовались мастерами на одинаковом уровне на лицевой и тыльной стороне
прялок. Таким образом, прялка воспринималась как нечто объемное
и округлое, как древо жизни.

Прялку и изображения на ней можно рассматривать
как “мировое дерево”. Мировое дерево произрастает из нижнего мира
сквозь средний и верхний, солнечный, небесный мир.
В мезенских прялках видим коней, оленей, птицу
на вершине дерева, трехчастное деление самого дерева. Зигзагообразный
орнамент на горизонтальных геометрических рядах на прялках – это,
возможно, змеи, обвивающие древо. Спираль, как и зигзаг можно рассмотреть
как змею. Таким образом, и этот элемент мифологии в стилизованном
виде присутствует в мезенской росписи.
Основные образы мезенских прялок – птицы, кони,
олени входят в круг народного фольклора, встречаются в различных
календарных и семейных обрядах.
Из материалов, полученных в ходе этнографической
экспедиции в Удорский район на р. Мезень, мною отобраны те, которые
касаются образа коня, так часто встречающегося в мезенской росписи.
Образ коня архаичен, он связан с культом этого
животного, особо почитаемого в народе. Изображение коня служило
своеобразным оберегом. Неспроста многие старые дома на Удоре украшены
коньками на крыше. Конек, вырезанный на охлупне – массивном бревне,
венчающем крышу дома, как бы символизирует древо жизни и оберегает
покой живущих. Изображение конька сильно стилизовано, иногда схематично,
как это мы увидели в д. Малая Пысса. И реалистичные, красивые, совсем
как настоящие в селе Пучкома по Вашке.
Конь – атрибут божественный, он обязательно присутствует
в мифологии, сказках, преданиях. Божества, едущие в колесницах по
небу; кони, запряженные в колесницу обязательно сопровождают эти
божества.

Образ коня сопоставляется с душой человека. “Летящий
конь” – “летящая душа”. Конь, как посредник между миром земным и
иномирами. Неудивительно, наверное, и то, что во многих обрядах
удорских коми присутствует в той или иной форме образ коня. При
ряжении или гадании конь выступает как символический посредник между
тем и этим миром. Общепринятая солярная (солнечная) символика коня.
Конь – символ солнца, плодородия, источник всех жизненных благ.
14 августа (новый стиль) удорские коми, как и
другие отмечают день Спаса. В этот день специально совершался обряд
молебна лошадям. Местный священник окроплял лошадей, которых специально
для этого выводили на улицу. Затем устраивались символические гонки
на лошадях.
В Ильин день, когда по древним поверьям, Илья-пророк
на колеснице проехал по небу, лошади так же уделялось особое внимание.
В этот день в селах Удоры устраивали массовые катания на лошадях.
На Масленицу любимым развлечением удорских коми
было катание на лошадях. Лошадей украшали лентами, цветами. Сбруи
из бумаги, на дуги вешали колокольцы и бубенцы с песнями объезжали
село, катали всех желающих.
Масленичные выезды знаменовали собой все более
активное движение солнца по весеннему небосклону. У удорских коми
объезжали село, как правило, вокруг; по замкнутой окружности (сикт
гогор). Эти магические круги “под знаком солнца” должны были обезопасить
село и лошадей от всякого рода несчастий.
Магическое значение лошади придавалось во время
гаданий. Гадали с лошадью чаще на Васильев день. Девушки садились
во дворе на лошадь, у которой завязывались глаза. Если лошадь находила
дорогу за открытые в это время ворота, то дело – к свадьбе, если
нет – значит жениха в этом году не будет.
В Глотово описали гадание с лошадью, когда ее
выводили с завязанными глазами во двор, ставили преграду (бочку),
если она перешагивала – к замужеству, если обходила – нет. Здесь
же, в Глотово, перед лошадью с завязанными глазами рассыпали на
перекрестке сено, в какую сторону лошадь пойдет – там и будет суженый.
Во всех гаданиях, где использовалась лошадь,
она выступала как своеобразный “проводник”, “посредник” между “тем”
и “этим” миром, как средство, с помощью которого можно заглянуть
в будущее.

В святочных гаданиях, когда особенно силен разгул
“духов”, вместо лошади иногда используют отдельные предметы, имеющие
непосредственное отношение к ней, например, хомут или конная уздечка.
Они наделялись такой же силой, как лошадь. Известны гадания на Удоре,
когда девушки брали уздечку, шли к проруби, опускали конец уздечки
в воду и ждали, когда подойдет парень и попросит уздечку. Значит
девушка выйдет замуж в этом году.
В гаданиях, где “слушали” звуки и по ним предсказывали
будущее, иногда использовали хомут. Считалось, что с ним лучше “слышать”
звуки, но это было опасно, т.к. злые духи могут утащить гадающего
в “другой” мир. Хомут же в данном случае выполняет своеобразную
роль оберега в данном “страшном” гадании.
Использовался образ лошади в ряжениях, играх,
где так же отчетливо проявляется культ коня, бытовавший у удорских
коми.
Вечером на Васильев день собирались парни до
20 человек. Кто рядился в лошадь, кто в кучера. Брали по 7 (обязательно!)
(смотри семичастное деление мира в прялке) шелковых платков, наматывали
их вместо вожжей, хомута, хвоста и т.д. На одном платке подвешивали
колокольчик. Ряженые становились в 2 ряда и колесили по селу.
Культовое значение образа коня находит свое выражение
и в обрядовой пище. На Удоре существовала традиция накануне Крещения
выпекать фигурки из теста. Лепили фигурки различных домашних животных
– коров, овец и т.д. Выпекали и фигурки коней. Лошадок. У разных
народов и в разных районах Коми у них названия разные: “козульки”,
“коровки”. А вот на Удоре их называют и по сей день “чибо” – “чань”
(что означает “жеребенок”). Пекли это печенье на Удоре и на рождество,
угощая при этом детей, ряженных, гостей.

Отдельные печенюшки в виде лошадок клали на божницу.
Считалось, что при этом они набираются магической силой. После святок
эти “чибо” скармливали скоту. Считали, что при этом скоту будет
обеспечена сохранность и здоровье в этом году.
Таким образом, с конем удорские коми связывали
многое в своей жизни: благополучие, удачу, охрану от несчастий и
т.д.
Образ коня наделялся магической силой, он был
своеобразным “проводником”, “посредником” между мирами. Культовое
значение коня находит свое выражение во многих обрядах и традициях.
Конь – символ солнца, плодородия, источник всех жизненных благ.
Вот почему такое уважительное отношение к этому животному, вот почему
образ его находит широкое распространение в народном прикладном
искусстве.